Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Г.М.Гатилова на пленарном заседании Конференции по разоружению, Женева, 14 мая 2024 года
Уважаемый г-н Председатель,
Уважаемые коллеги,
Вот уже который год на Конференции по разоружению представители «коллективного Запада», прежде всего, Европейский союз и ассоциирующие себя с этим объединением страны, множат голословные и абсурдные обвинения в адрес Российской Федерации. Делегации соревнуются между собой в красноречии, возлагая на Россию ответственность как за ухудшение ситуации в области международной безопасности, так и ослабление системы международных договоренностей по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению (КВРН).
Все подобные многократно повторенные и растиражированные обвинения являются несостоятельными с правовой, фактологической и исторической точек зрения. Россия, являясь постоянным членом Совбеза ООН и ядерной державой, прекрасно осознает всю полноту ответственности за поддержание международного мира и безопасности. Наше государство всегда занимало конструктивную позицию, выступало инициатором разработки новых договоренностей. Даже в нынешних непростых условиях мы прилагаем все усилия для того, чтобы оставаться в правовом поле и сохранять необходимый уровень предсказуемости и безопасности.
Вместе с тем Российская Федерация не существует в вакууме, вынуждена защищать свои национальные интересы и реагировать на провокационные действия других стран, которые занимают открыто враждебную и агрессивную по отношению к нашему государству позицию. Проводя откровенно антироссийский курс, наши недоброжелатели пытаются перестроить архитектуру международной безопасности по своим лекалам, поставить ее на службу своим узкогрупповым или индивидуальным интересам вопреки чаяниям подавляющей части мирового сообщества.
В связи с этим хочу отметить, что формирование международной безопасности, ее поддержание на должном уровне, равно как и ее разбалансировка и расшатывание являются результатом конструктивных или, соответственно, деструктивных действий всех государств, стремящихся занимать сколь-нибудь заметное место в международных отношениях. Предлагаю обратиться к истории и первопричинам современного кризиса в области международной и региональной безопасности, прежде всего, европейской. Это необходимо, чтобы разобраться, кто же истинный творец усиления военно-политической напряженности в мире, роста недоверия, гонки вооружений, прекращения действий международных договоров и паралича важнейших многосторонних разоруженческих площадок, включая Конференцию по разоружению.
Г-н Председатель,
Первое крупное потрясение для всего мира и, прежде всего, для Европы после окончания «холодной войны» произошло в 1999 г., когда по указке из Вашингтона НАТО совершило военную агрессию в самом центре Европы против Югославии. Именно тогда заявленный «оборонительный» статус альянса был навсегда утрачен в результате подобной неспровоцированной и бесчеловечной акции против суверенного государства, предпринятой без санкции Совбеза ООН и унесшей жизни свыше 3 тысяч только мирных граждан. Точное число погибших в ходе операции до сих пор не установлено. Применение в ходе бомбежек и артобстрелов сербских городов боеприпасов с обедненным ураном привело к загрязнению почвы и многократному росту онкологических заболеваний у населения, что продолжает убивать людей спустя четверть века после натовской агрессии.
Следующей значимой «вехой» на пути подрыва стратстабильности и международной безопасности стал односторонний выход США из Договора по ПРО в 2001 г. с молчаливого согласия европейских сателлитов Вашингтона, а то и при их прямой поддержке. Тем самым был нарушен фундаментальный принцип обеспечения стратстабильности, предусматривающий неразрывную взаимосвязь между наступательными и оборонительными стратегическими вооружениями, а также созданы предпосылки для изменения складывавшегося десятилетиями баланса сил и начала гонки ракетных вооружений в Европе и по всему миру.
В 2008 г. на саммите НАТО в Вильнюсе было принято решение об интеграции в альянс Украины и Грузии, некогда близких России стран, имеющих общие с ней исторические, культурные и цивилизационные корни. Тогда же стартовали обширные программы по военному освоению восточного фланга НАТО в целях т.н. сдерживания России. На европейском, по терминологии Пентагона, театре военных действий вблизи российских границ стала появляться американская и натовская военная инфраструктура. По сути, тем самым были попраны достигнутые после 1991 г. договоренности о нерасширении НАТО на Восток. Наши контрагенты цинично заявляли, что их заверения на этот счет были «устными» и потому необязательными.
Тут следует отметить, что расширение Североатлантического блока происходило в тот исторический период, когда Россия пыталась наладить партнерские отношения как с альянсом в целом, так и с его отдельными членами. Причем «абсорбирование» в НАТО новых государств неизменно происходило под предлогом якобы их защиты от угрозы с Востока. Для этого использовался известный тезис о том, что страны имеют право выбирать, каким способом обеспечивать национальную безопасность, включая определение союзников и присоединение к военно-политическим блокам. Однако сейчас активные сторонники расширения НАТО застенчиво замалчивают, что помимо антироссийской пропагандистской кампании в отношении потенциальных участников альянса, а точнее их политического и военного истеблишмента, применялись нечистоплотные методы, по сути, не дававшие странам иного выхода, как оформить членство в НАТО.
Оглядываясь назад, можно смело утверждать, что именно Запад, а не Россия, постепенно закрывал «окно возможностей» для плодотворного и всестороннего сотрудничества в целях решения насущных проблем региональной и глобальной безопасности.
Судите сами. Союзники США по альянсу не поддержали ни одну из инициатив России, нацеленных на формирование единого и неделимого пространства безопасности в Европе. Они отказались от адаптации ДОВСЕ. Поддержали выход Вашингтона из Договора по ПРО, а затем и Договора о РСМД, который, по заявлениям самих же европейцев, являлся одной из основ европейской безопасности. Более того, они отвергли идею создания коллективной европейской системы ПРО с российским участием, «замотали» Договор о европейской безопасности, не стали обсуждать проект Соглашения об основах отношений России и НАТО, ушли от предоставления юридических гарантий ненаправленности системы ПРО против российских стратегических ядерных сил, не восприняли наше предложение о взаимном моратории на размещение РСМД. Этот перечень можно дополнять и продолжать еще долго. Я же назвал наиболее показательные примеры.
Последняя попытка была предпринята нами в декабре 2021 г., когда Вашингтону и Брюсселю были переданы проекты договоров о гарантиях безопасности России. Их ключевыми элементами – вполне, казалось бы, разумными и обоснованными – были отказ от расширения НАТО и размещения ударных систем вооружений вблизи российских границ, а также возврат военных потенциалов и инфраструктуры блока в Европе в рамки 1997 г. Но наши взвешенные и конструктивные предложения были сходу отвергнуты.
Г-н Председатель,
Наиболее показателен в этом контексте генезис украинского кризиса, ставшего кульминацией антироссийской линии «коллективного Запада». Накачка режима Зеленского оружием, ускоренное стратегическое освоение территории Украины «ядерным» альянсом НАТО, а также открытое нежелание западных государств вести речь о гарантиях безопасности вынудили нашу страну начать специальную военную операцию. Не буду излагать всю историческую и политическую подоплеку украинского конфликта. Она хорошо известна: у России имеются все политические, правовые и морально-этические основания добиваться защиты своих национальных интересов, обеспечивать безопасность соотечественников, проживающих на территории бывшей УССР, обратившихся за соответствующей помощью к Российской Федерации. Правовое обоснование для таких действий, а также цели и задачи СВО были своевременно доведены нами до всего международного сообщества.
Показательно поведение стран Запада с момента начала спецоперации. Вместо того, чтобы работать над мирным урегулированием и изыскивать пути воссоздания архитектуры европейской безопасности, страны НАТО упорно ведут «прокси-войну» с нашим государством, предоставляя в распоряжение коррумпированного киевского режима вооружение и военную технику, а также масштабное финансирование.
Статистика поставленных вооружений и военной техники Киеву впечатляет. С начала СВО на начало марта с.г. киевский режим получил от США, а также Великобритании, Германии, Испании, Италии, Нидерландов, Польши, Румынии, Словакии, Франции, Швеции и проч. 785 танков, 266 реактивных систем залпового огня, 844 артиллерийские системы калибра 155 мм, 93 артиллерийские системы калибра 152 мм, 278 артиллерийских систем калибра 122 мм, 251 зенитно-ракетный комплекс, 30 самолетов и 91 вертолет. Согласовываются все новые «пакеты» финансовой помощи, которая в общей сложности уже достигла сотни млрд долл.
Стоит ли говорить, что спонсирование киевского режима не только провоцирует его на новые военные преступления и утверждает в осознании собственной безнаказанности, но и ведет к затягиванию и усугублению конфликта. Отсутствие надлежащего контроля за местонахождением вооружений и военной техники приводит к расползанию оружия, его попаданию на «черный рынок» и в другие зоны конфликтов, обостряет террористические угрозы. Наглядным тому примером является кровавый теракт в «Крокус Сити Холл» 22 марта.
Сейчас страны Запада запустили процесс подписания двусторонних соглашений с Украиной по гарантиям безопасности. Такие документы, к слову, носят чисто декларативный характер, поскольку США и союзники, разумеется, не готовы брать на себя какие-либо твердые обязательства перед Украиной. Однако «защитники» украинского суверенитета упорно пытаются создать пропагандистскую завесу и подпитывать мнимую надежду киевского режима на солидарную поддержку со стороны Европы и Запада в целом.
Цели европейцев понятны. Как заявил высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Боррель, Запад «воюет» тем самым «не за Украину, а против Российской Федерации». Министр обороны Нидерландов К.Оллонгрен, вторя ему, назвала поддержку Киева «дешевым способом» борьбы НАТО с Россией. Следовательно, катастрофические потери среди украинцев на поле боя для «коллективного Запада» не имеют никакого значения, поскольку они – всего лишь «расходный материал» для достижения его геополитических целей.
Одновременно с этим альянс на фоне украинского кризиса окончательно «подмял под себя» Евросоюз, превратив его в свою экономическую и политическую подпорку. Если ранее речь шла о возможности достижения некой «стратегической автономии» ЕС, то сегодня можно констатировать, что это объединение идеологически, если хотите, развивается ровно в противоположном направлении, полностью утратив политическую субъектность и превратившись, так сказать, в «заморскую территорию США». 10 января 2023 г. в декларации ЕС-НАТО было прямо закреплено подчиненное положение Евросоюза. Оно и понятно: как известно, корпорации военно-промышленного комплекса США уже давно «подмяли под себя» реализацию и определение американской внешней политики. То же самое мы наблюдаем сегодня и в Европе.
Стоит ли говорить о том, что беспрецедентный со времени окончания «холодной войны» рост военных расходов в европейских странах, кратное увеличение военно-промышленного производства в ЕС кардинально противоречит целям устойчивого развития ООН. Только лишь Украине, этой обанкротившейся, коррумпированной стране, за неполные два последних года западными странами было выделено более 200 млрд долл. Для сравнения: на социально-экономическую поддержку государств глобального Юга и Востока Евросоюз предусмотрел на семь лет менее 80 млрд долл.
Г-н Председатель,
Североатлантический альянс все активнее задействуется в качестве инструмента для проведения гибридных войн. Его члены выполняют установки на применение санкций, «замораживание» финансовых средств, осуществление разведывательной деятельности, проведение психологических операций и кибератак, привлекаются к акциям подрыва и дезорганизации системы государственного управления суверенных государств. Как мы убедительно доказали выше, гибридная война с заявленной целью нанесения «стратегического поражения» развязана и против Российской Федерации.
В стратегической концепции НАТО, принятой на саммите в Мадриде в июне 2022 г., Россия названа «наиболее значительной и прямой угрозой безопасности союзников, миру и стабильности в Евроатлантике». Альянс, пытаясь оправдать свое существование, давно закрепил за Российской Федерацией роль «противника», которого нужно «сдерживать».
В 2023 г. к блоку присоединилась Финляндия, в марте 2024 г. – Швеция. Ситуация на Севере Европы радикально изменилась: прежде мирный и спокойный регион превращается в пространство геополитического соперничества и военного противостояния. В конце 2023 г. Финляндия, Дания и Швеция заключили двусторонние соглашения с США об оборонном сотрудничестве, согласно которым в регионе появятся американские войска, уполномоченные действовать там по своим законам, не подчиняясь местным властям.
В дополнение к развернутым ранее на территории Румынии и Польши, американским ракетным системам ПРО, несущим непосредственную угрозу безопасности России, Польша теперь заявляет о готовности разместить на своей территории ядерное оружие США.
И все это – на фоне циничных призывов к России «деэскалировать обстановку» в Европе.
Хочу подчеркнуть, что Россия никогда не угрожала никакой стране НАТО. Напротив, это Североатлантический блок двигает в сторону нашей страны боевые потенциалы и создает прямые угрозы для нашей безопасности.
Г-н Председатель,
Для нас абсолютно понятно, кто на самом деле несет ответственность за деградацию европейской безопасности и обострение конфликтов по всему миру, а также кто препятствует согласованию новых инструментов в области КВРН. Нынешнее состояние дел в области региональной и глобальной безопасности есть не что иное, как продукт хорошо спланированного, продуманного, бескомпромиссно претворенного в жизнь внешнеполитического курса «коллективного Запада», противопоставившего себя остальному миру.
Очевидно, что западные делегации могут сколь угодно повторять набившие оскомину голословные обвинения в адрес России и других «неугодных» для них государств, но они не в состоянии переписать тем самым историю и закрыть глаза мировой общественности на собственные пагубные для международной безопасности деяния.
Убеждены, что, несмотря на нынешнюю международную турбулентность, государства Запада рано или поздно – хотелось бы, чтобы раньше – прекратят свою разнузданную антироссийскую кампанию и осознают безальтернативность налаживания равноправного и взаимоуважительного диалога. Такой подход станет необходимым условием для формирования системы многосторонних международно-правовых «разоруженческих» инструментов, которые были бы способны отвечать на современные и будущие вызовы и угрозы. Начать следует со снижения напряженности и восстановления хотя бы минимального уровня доверия между постоянными членами Совбеза ООН.
Россия, со своей стороны, открыта к конструктивным дипломатическим усилиям, но только если и когда к этому проявят готовность страны «коллективного Запада» и НАТО, которые, прежде всего, должны не словом, а делом продемонстрировать свою договороспособность и прекратить оголтелую атаку на суверенитет и экономическую жизнеспособность нашего государства.
Благодарю за внимание.
- Date