Выступление руководителя делегации Российской Федерации, заместителя директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России К.В.Воронцова на Совещании государств-участников Конвенции о «негуманном» оружии по п.7 повестки дня «Общий обмен мнениями», Женева, 14 ноября 2024 года
Уважаемый г-н Председатель,
Поздравляем Вас с назначением на этот ответственный пост и желаем успехов в работе. Вы можете рассчитывать на поддержку российской делегации.
Г-н Председатель, уважаемые коллеги,
Российская Федерация подтверждает неизменную приверженность обязательствам по Конвенции о «негуманном» оружии (КНО) и выступает за полное осуществление её положений. Убеждены в том, что именно на площадке данной Конвенции возможно обеспечение разумного баланса между гуманитарными озабоченностями и законными оборонными интересами национальной безопасности государств через принятие решений на основе консенсуса. Режим КНО на практике подтвердил свою реальную способность отвечать на гуманитарные угрозы, а также высокую адаптивность по отношению к меняющимся условиям ведения боевых действий.
В связи с этим считаем, что решение проблем, связанных с применением обычных вооружений, лежит исключительно в плоскости добросовестного выполнения существующих положений КНО и протоколов к ней, а также широкого задействования политико-дипломатических средств урегулирования конфликтов.
Укрепление КНО и её пяти протоколов напрямую зависит от темпов их универсализации. Призываем все государства, которые ещё не сделали этого, стать участниками КНО, включая все её протоколы.
Российская Федерация всемерно содействует осуществлению Конвенции. Строго следуем действующему механизму соблюдения КНО и её протоколов, в т.ч. принятому на Обзорной Конференции (ОК) 2011 года и подтверждённому на ОК 2021 года решению относительно его укрепления. Своевременно представляем ежегодную отчётность по Конвенции в целом, а также в рамках Дополненного протокола II (ДП-2) и Протокола V (П-5). Активно участвуем во всех ежегодных мероприятиях в рамках КНО и её протоколов.
Неукоснительно соблюдаем Протокол I к КНО о необнаруживаемых осколках. Убеждены в необходимости присоединения к нему всех государств – членов ООН.
Подчёркиваем твёрдое соблюдение Вооружёнными Силами (ВС) Российской Федерации ДП-2, устанавливающего эффективный механизм против ненадлежащего использования наземных мин, которые являются для многих государств законным и необходимым средством обеспечения национальной безопасности, а также П-5, касающегося взрывоопасных пережитков войны. Вооруженные Силы России, а также Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации вносят значительный вклад в выполнение положений КНО и её протоколов, в т.ч. в части разминирования и освобождения от любых взрывоопасных предметов как на нашей территории, так и за рубежом (например, в Лаосе). Готовы к обмену опытом и наработками, приобретёнными в рамках гуманитарного разминирования, а также к развитию сотрудничества на этом направлении со всеми заинтересованными странами.
Подтверждаем приверженность своим обязательствам по Протоколу III (П-3) к КНО о зажигательном оружии. Считаем контрпродуктивными призывы к пересмотру положений данного документа. Не видим оснований для выделения дискуссии по П-3 в отдельное направление на площадке КНО. Важно сосредоточить внимание на более актуальных вопросах – прежде всего, на добросовестном и более чётком выполнении действующих положений этого Протокола.
Подтверждаем наше сдержанное отношение к возобновлению в рамках КНО самостоятельной экспертной работы по наземным минам, отличным от противопехотных (НМОП). Такие мины являются законным средством обороны, и любые попытки представить их применение в качестве «особой гуманитарной угрозы» оторваны от реальности. Убеждены, что потенциальные гуманитарные риски в связи с этими минами должны разрешаться в рамках уже действующих норм международного гуманитарного права (МГП), в частности ДП-2. Не видим необходимости в обмене наилучшими практиками применения норм ДП-2 в отношении НМОП.
Считаем несостоятельными и призывы к внесению на площадку КНО вопросов применения боеприпасов взрывного действия в густонаселённых районах, поскольку их использование уже в достаточной степени регулируется нормами МГП и не соответствует предмету Конвенции. При этом востребованной остаётся работа по тематике самодельных взрывных устройств. Выступаем за продолжение рассмотрения этого вопроса в рамках ДП-2 в соответствии с предметом и целями КНО.
Подтверждаем готовность к продолжению обсуждения проблематики смертоносных автономных систем вооружений (САС) в рамках профильной Группы правительственных экспертов (ГПЭ) как оптимальной площадки на основе дискуссионного мандата и принципа консенсуса. Исходим из того, что действующие нормы международного права, включая МГП, в полной мере применимы к САС и не нуждаются в адаптации к специфике данных систем вооружений.
Приветствуем принятие на Шестой ОК КНО финансовых правил, призванных обеспечить долгосрочное и устойчивое функционирование Конвенции. Исходим из того, что любые расходы из бюджета КНО могут осуществляться исключительно с санкции государств-участников КНО. С удовлетворением и благодарностью отмечаем работу Группы имплементационной поддержки.
Российская Федерация подтверждает настрой на конструктивный, ориентированный на результат диалог со всеми заинтересованными сторонами.
Спасибо за внимание.
- Date