Выступление Управляющего от Российской Федерации, Постоянного Представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене М.И.Ульянова по пункту 6 повестки дня сессии Совета управляющих МАГАТЭ, Вена, 21 ноября 2024 года
«Ядерная безопасность,
физическая ядерная безопасность
и гарантии на Украине»
Уважаемый господин Председатель,
Мы внимательно изучили очередной доклад Гендиректора МАГАТЭ «Ядерная безопасность, физическая ядерная безопасность и гарантии на Украине». Вынуждены отметить, что в нем сохраняются многие недостатки предыдущих отчетов. Информация зачастую подается однобоко и искаженно, а ряд фактов, имеющих важнейшее значение с точки зрения обеспечения безопасности, попросту замалчивается. К сожалению, это, в первую очередь, касается ситуации на российском ядерном объекте Запорожской АЭС (ЗАЭС) и в ее городе-спутнике Энергодаре.
Например, упоминания мелких технических неисправностей на этой станции стали еще более подробными. При этом сами эксперты МАГАТЭ подтверждают, что обнаруженные дефекты не превышают эксплуатационных ограничений и не представляют угрозы для безопасности станции. Вынуждены вновь напомнить, что такого рода моменты характерны для любых крупных промышленных объектов и устраняются в рамках рутинных работ по техобслуживанию. Это относится и к украинским АЭС, однако в отчете про них лишь кратко обозначается, что всё оборудование функционирует в штатном режиме. То же самое можно сказать и применительно к приведенным в докладе оценкам относительно наличия запчастей.
Еще один негативный момент заключается в том, что специалисты МАГАТЭ норовят наделить Агентство функциями международного регулятора. Иначе сложно объяснить стремление оценивать даже самые незначительные аспекты ядерной безопасности, напрямую общаться с операторами блочных щитов управления и получать доступ к самым различным местам на ЗАЭС и за ее пределами.
В связи с недавними интервью Гендиректора МАГАТЭ с сожалением отмечаем наметившуюся тенденцию превышения руководством Агентства своих полномочий, будь то при публичных заявлениях на тему войны и мира в контексте украинского сюжета или при осуществлении «ползучего расширения» мандата экспертов Секретариата на АЭС и других объектах энергетической инфраструктуры.
Напоминаем, что сотрудники Секретариата находятся на ЗАЭС по просьбе Гендиректора Агентства и с согласия Российской Федерации. Их доступ к конкретным объектам осуществляется с согласия руководства станции и службы охраны этого объекта. Поэтому настойчивые попытки экспертов Агентства получить доступ ко всем без исключения объектам на станции выходят далеко за рамки их мандата. Ни регуляторами, ни тем более инспекторами специалисты Агентства не являются.
Основная задача экспертов МАГАТЭ заключается в фиксации угроз и провокаций в отношении ЗАЭС и анализа их последствий. К сожалению, с этим представители Агентства справляются неудовлетворительно. В этом, в общем-то, состоит главная проблема доклада – в нем в очередной раз не указывается, что угрозы безопасности ЗАЭС создает именно украинская сторона. При этом очевидно, что Секретариат Агентства располагает всей полнотой информации для того, чтобы сделать такой вывод, однако, видимо, опасается возможных политических последствий.
Вместе с тем только за период с 23 сентября по 12 ноября российскими военными было подавлено 556 БПЛА в районе станции и Энергодара. Продолжаются многочисленные удары вооруженных сил Украины по объектам инфраструктуры Энергодара, которые уже привели к человеческим жертвам и ранениям среди гражданского населения. Целями атак в последнее время были жилые дома, гражданские автомобили, котельные, а также городской водозабор. Более подробная информация на этот счет представлена в нашей ноте от 15 ноября, которая распространена в качестве информационного циркуляра МАГАТЭ. Неделю назад, 13 ноября, украинские формирования нанесли семь ударов с использованием ствольной артиллерии по Энергодару и направили БПЛА на контрольно-пропускной пункт на въезде в город. 25 сентября один из украинских беспилотников и вовсе сдетонировал в 60 м от ЗАЭС.
В докладе некоторые из этих эпизодов действительно упомянуты. Однако в глаза бросается странная подача этой информации. Из раза в раз специалисты МАГАТЭ затрудняются определить как вполне очевидные последствия ущерба, так и источник угрозы. Более того, украинские нападения подаются исключительно с оговоркой «предполагаемые» (alleged). И это при том, что представители Секретариата прибывают на места украинских атак при первой возможности – в тот же или буквально на следующий день.
На этом фоне вызывает серьезные вопросы описание мониторинговых миссий Агентства на Украину 12 сентября и 20-27 октября. Специалисты МАГАТЭ по итогам посещения семи подстанций делают четкий вывод о том, что их повреждения возникли в результате «военных действий 26 августа», и это существенно повлияло на работу нескольких реакторов и привело к повреждению оборудования и неисправностям. Возникает закономерный вопрос: каким образом эксперты Агентства смогли прийти к этому выводу, осмотрев подстанции спустя несколько недель после предполагаемой причины их повреждений? При этом в данном случае авторы доклада предпочли не использовать термин «предполагаемый» (alleged). Налицо двойные стандарты, которые отнюдь не свидетельствуют о беспристрастной позиции. Наоборот, оценки технических специалистов подвёрстываются под политический заказ западных членов Совета управляющих.
Уважаемый господин Председатель,
Мы призываем серьезно отнестись к нашей критике доклада. Дело вовсе не в предпочтениях тех или иных формулировок. Главная опасность ангажированного подхода при составлении таких документов заключается в том, что однобокая подача информации убеждает украинскую сторону в ее безнаказанности. В результате Киев продолжает свои преступные действия, которые ведут к гибели людей и созданию ядерных рисков.
Обращаем внимание также на излишнее акцентирование в докладе пассажей, посвящённых психологическому состоянию сотрудников украинских ядерных объектов при фактическом игнорировании угроз со стороны Киева персоналу российских АЭС. Напоминаем, что мы неоднократно заявляли о преследованиях и запугивании сотрудников ЗАЭС со стороны украинских спецслужб. Приводили конкретные примеры таких провокаций, однако наши призывы осудить эти действия Киева были проигнорированы как Советом, так и руководством Агентства.
В результате украинские спецслужбы перешли от угроз к конкретным действиям. 4 октября в результате террористического нападения погиб начальник Бюро пропусков ЗАЭС А.В.Короткий. Он скончался в результате подрыва автомобиля в Энергодаре. В докладе это подается в будничной манере. При этом даже не упоминается тот факт, что главное управление разведки Украины, по сути, публично призналось в совершении этого злодеяния и пригрозило дальнейшими «актами возмездия».
Отсутствие должной реакции на подобные инциденты лишь потворствует их продолжению. Это укрепляет ощущение вседозволенности у киевского режима и ведет к последующему росту ядерных провокаций с украинской стороны. Об участившихся нападениях на инфраструктуру Энергодара и объекты вокруг ЗАЭС мы уже упоминали. Однако этим дело не ограничивается. В последнее время киевский режим сделал целый ряд безрассудных заявлений о возможности разработки ядерного оружия. Сначала несколько публичных заявлений на этот счет сделал В.Зеленский. Позже подобные оценки были обнаружены в докладе украинского Национального института стратегических исследований, который является консультативным органом при Совете по национальной безопасности и обороне Украины. В докладе Гендиректора, кстати, мы про это не нашли ни слова.
Это чрезвычайно тревожная тенденция и она может привести к катастрофическим последствиям. В связи с этим вновь призываем осудить многочисленные преступные действия Киева в отношении мирных ядерных объектов и их персонала. Сделать это необходимо как можно скорее. При этом Агентству надлежит более бдительно подходить к соблюдению гарантий на Украине.
Благодарю Вас, господин Председатель.
- Date