Интервью заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.Ю.Руденко информационному агентству ТАСС, 24 ноября 2024 года
Вопрос: Обсуждается ли возможность визита Президента Ирана М.Пезешкиана до конца года в Москву для подписания Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве с Российской Федерацией? Будет ли он включать обязательства в сфере обороны, аналогичные тем, что прописаны в Договоре о стратегическом партнерстве Российской Федерации с КНДР?
Ответ: На встрече с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным «на полях» саммита БРИКС в Казани 23 октября обсуждалась возможность отдельного визита Президента ИРИ М.Пезешкиана в Россию для подписания на высшем уровне нового базового межгосударственного договора. Подходящие обоим лидерам сроки будут согласованы по дипломатическим каналам.
Что касается содержания упомянутого основополагающего документа, то не стал бы раньше времени раскрывать подробности. Отмечу лишь, что он будет отвечать вызовам и требованиям современности, охватывать практически все актуальные и перспективные сферы российско-иранского сотрудничества, включая оборону и безопасность. К слову, соответствующие положения в более сжатом виде содержались и в аналогичном документе 2001 г. За прошедшие два десятилетия характер взаимодействия по ряду направлений заметно изменился, получил совершенно иную динамику и качество. Не стала проще и региональная обстановка. Плотно координируем подходы с нашими иранскими друзьями и предпринимаем необходимые совместные меры для упрочения мира и безопасности.
Вопрос: Ожидаете ли Вы рост напряженности в Азиатско-Тихоокеанском регионе после прихода к власти в США Д.Трампа, учитывая его выраженный курс на сдерживание Китая в прошлую каденцию?
Ответ: Гадать о планах будущей администрации США мы не стали бы. Вместе с тем общая ситуация в регионе продолжает развиваться по пути деградации.
Долгосрочная линия Вашингтона ориентирована на создание в АТР новой усиленной сетевой системы блоковых механизмов, закрытых альянсов селективного состава и партнерств различного толка. Стартовавший в 2017 г. в первую президентскую каденцию Д.Трампа конфронтационный проект двойного сдерживания России и Китая получил дальнейшее развитие при Дж.Байдене. То же можно сказать и про глобализацию мандата НАТО. Данный вектор, обозначенный еще республиканцами, юридически оформился уже при демократической администрации и привел к резкому всплеску милитаризации Азии, накачиванию этой части света ударными вооружениями, включая запрещенные Договором о РСМД.
Продолжение такого курса с разрушением системы инклюзивного многостороннего сотрудничества, формировавшейся здесь на протяжении десятилетий с опорой на Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии, может поставить регион на грань раскола, вплоть до очень серьезного конфликта. Предпосылки для этого особенно активно создавались западниками последние два года.
США и их сателлиты, включая ЕС, целенаправленно нагнетают обстановку в Тайваньском проливе. Используют те же способы, которые применялись для превращения Украины в анти-Россию и подрыва наших традиционно тесных, дружественных связей с этой страной. Естественно, вопрос Тайваня находится в исключительной компетенции наших китайских коллег. Однако мы видим, что Вашингтон в нарушение признаваемого им же принципа «одного Китая» укрепляет под лозунгом сохранения «статус-кво» военно-политические контакты с Тайбэем, наращивает поставки вооружений. Цель столь явного вмешательства США в дела региона – спровоцировать КНР, сгенерировать кризис в Азии в угоду своим корыстным интересам.
Вопрос: Министр иностранных дел Республики Корея Чо Тхэ Ёль заявил, что поставки Сеулом оружия Киеву будут зависеть от развития сотрудничества между Россией и КНДР. Как Вы расцениваете такую увязку и чем грозит Южной Корее курс на сближение с Киевом?
Ответ: Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что двустороннее сотрудничество России и КНДР выстраивается в соответствии с общепризнанными нормами международного права и не направлено против каких-либо третьих стран, включая Республику Корея. Об этом неоднократно заявлялось публично, в первую очередь Президентом России В.В.Путиным.
Что касается увязывания Сеулом своих возможных поставок оружия Киеву с развитием взаимодействия между Москвой и Пхеньяном, то такой подход может привести к весьма негативным последствиям. Очевидно, что украинский конфликт не имеет никакого отношения к Корейскому полуострову. Вместе с тем сеульские власти, поддержанные «единомышленниками» в НАТО, продолжают искусственно раскручивать тему военнослужащих КНДР в зоне СВО для того, чтобы нарастить силовое давление на Пхеньян, действуя в тесном партнерстве с Североатлантическим альянсом. Это, в свою очередь, отвечает и задачам «коллективного Запада», стремящегося вовлечь Республику Корея в общие усилия по накачке режима Зеленского вооружениями и тем самым сделать ее сообщником совершаемых западниками преступлений. В Сеуле должны отдавать себе отчет в том, что возможное использование южнокорейских вооружений для убийства российских граждан окончательно обрушит отношения между нашими странами. Разумеется, мы будем реагировать всеми способами, которые сочтем необходимыми. Едва ли это укрепит безопасность самой Республики Корея.
Призываем Сеул трезво оценивать ситуацию и воздерживаться от безрассудных шагов. Надеюсь, что в администрации РК будут руководствоваться в первую очередь долгосрочными национальными интересами, а не сиюминутными конъюнктурными соображениями, подсказанными извне.
Вопрос: Может ли новая администрация США возобновить контакты с КНДР? Возможно ли возобновление шестисторонних переговоров?
Ответ: Исключать ничего нельзя, особенно в политике. Д.Трамп, который встречался с лидером КНДР в 2018-2019 гг., возможно, захочет повторить свой опыт.
Однако, на наш взгляд, возобновление переговорного процесса с Пхеньяном на прежних условиях представляется проблематичным, геополитическая ситуация на полуострове и во всем мире кардинально изменилась. Кроме того, и это, пожалуй, самое важное, перспективы переговорного процесса зависят не только и не столько от желания США, сколько от принципиальной позиции КНДР по данному вопросу.
Что касается шестисторонних переговоров, то, если в перспективе геополитические условия в регионе изменятся в лучшую сторону и дело дойдет до обсуждения вопросов, связанных с безопасностью в Северо-Восточной Азии, исходя из новых реалий, многосторонний формат, возможно, мог бы быть вновь востребован.
Вопрос: Посол Японии на церемонии вручения верительных грамот, в отличие от послов других недружественных государств, обменялся парой слов с Президентом России В.В.Путиным. Свидетельствует ли это о том, что Токио осознает всю деструктивность своей антироссийской линии и желает все исправить, наладить отношения с Москвой? При каких условиях наша страна готова возобновить диалог с Японией?
Ответ: Церемония вручения верительных грамот – это важное, но все же протокольное мероприятие, которое не предполагает беседы и тем более переговоров Президента с иностранными послами по политической повестке дня. Рады, что господин Муто проявил себя как вежливый и учтивый человек. Что касается российско-японских отношений, то, как указал В.В.Путин на недавнем заседании дискуссионного клуба «Валдай», ответственность за нынешнюю ситуацию в двусторонних связях целиком лежит на властях Японии, которые беспрекословно присоединились к антироссийскому курсу Запада. Мы всегда сохраняем готовность к нормализации отношений и возобновлению взаимовыгодного сотрудничества, но для этого необходим реальный и подкрепленный практическими шагами отказ официального Токио от недружественной политики.
К сожалению, реакция японского правительства (в лице министра иностранных дел Т.Иваи) на слова Президента в очередной раз продемонстрировала отсутствие у Японии намерения что-либо менять в позитивную сторону. В таких условиях будем вынуждены продолжать жестко реагировать на антироссийские шаги, руководствуясь исключительно собственными национальными интересами.
Вопрос: Командующий индийскими ВВС главный маршал авиации Амар Прит Сингх в интервью изданию The New Indian Express сообщил, что Россия завершит поставку Индии ракетных комплексов С-400 в 2025 году. Подтверждают ли в Москве эту информацию? Выражает ли индийская сторона заинтересованность в продолжении военно-технического сотрудничества?
Ответ: Могу сказать, что российская сторона неукоснительно выполняет взятые на себя контрактные обязательства. Все возникающие вопросы решаются в тесном взаимодействии с индийскими заказчиками.
В целом же Индия – наш проверенный временем, надежный партнер, дружбой с которым мы искренне дорожим и нацелены исключительно на ее укрепление в будущем. Российско-индийское ВТС имеет давнюю историю, основывается на глубоком взаимном доверии и не подвержено внешнеполитической конъюнктуре. Руководство Индии рассматривает его в качестве важного фактора обеспечения требуемого уровня боеспособности национальных вооруженных сил, решения задач их модернизации и переоснащения. Двустороннее взаимодействие Москвы с Нью-Дели в этой области, включая совместное производство современных вооружений, развивается в интересах поддержания безопасности и стабильности в регионе и мире в целом. Оно никогда не было направлено против других государств.
Вопрос: В октябре с.г. специальный представитель Президента России по Афганистану З.Н.Кабулов сообщил, что принципиальное решение об исключении Движения талибов из списка террористических организаций уже принято на высшем уровне, но еще требуется соблюсти необходимые правовые процедуры. Какие возможности для Москвы откроет снятие данного статуса с талибов? Последует ли за этим шагом официальное признание их правительства со стороны Российской Федерации?
Ответ: За более чем три года нахождения у власти талибы продемонстрировали настрой на развитие конструктивных отношений со странами региона, в том числе и с Россией. Мы видим их усилия по борьбе с афганским «крылом» ИГИЛ, ужесточению контроля над другими присутствующими в стране тергруппировками, искоренению наркоугрозы. Со своей стороны Россия предпринимает шаги по налаживанию практического взаимодействия с афганскими властями по вопросам, представляющим взаимный интерес. Ожидаемое завершение правовых процедур по снятию с Движения талибов статуса террористической организации придаст положительный импульс российско-афганскому взаимодействию в различных областях, прежде всего в экономике. Афганские власти приглашают российских инвесторов принять участие в реализации целого ряда важных социально-экономических проектов. В свою очередь российские компании проявляют интерес к практическому сотрудничеству с Афганистаном.
Что касается вопроса об официальном признании действующих афганских властей, то пока говорить об этом преждевременно. Давайте действовать постепенно, поэтапно, но искусственно тормозить процессы мы не намерены.
Вопрос: С какими из стран Юго-Восточной Азии, популярных у российских туристов, ведутся переговоры об увеличении числа авиарейсов? Обсуждается ли возможность использования в этих странах платежной системы «МИР»?
Ответ: В настоящее время российские авиакомпании осуществляют прямые рейсы во Вьетнам, Индонезию и Таиланд, что способствует росту туристического потока в эти страны. Считаем востребованным расширение маршрутной сети и на другие государства региона. Уверены, что подключение партнеров к нашей платежной системе «МИР» сделало бы пребывание российских туристов за рубежом еще более комфортным.
- Date