Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.Ю.Руденко на 10-й международной конференции «Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху», Пекин, 30 мая 2025 года
Уважаемый господин Гао Сян,
Уважаемый Игорь Сергеевич,
Дорогие друзья,
Прежде всего, хотел бы поблагодарить руководство Российского совета по международным делам и Китайской академии общественных наук за возможность выступить на юбилейной 10-й конференции «Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху». Данное мероприятие неизменно и уверенно «держит марку» флагманской площадки для глубокого обмена мнениями между представителями наиболее авторитетных аналитических центров наших стран по самому широкому спектру актуальных для России и Китая вопросов. Особо хотел бы отметить, что результаты ваших научных изысканий весьма востребованы в практической работе на китайском направлении.
Символично, что сегодняшняя конференция, приуроченная к 80-летию Великой Победы, проходит вскоре после центрального события в двусторонних отношениях в первом полугодии, на котором делали акцент и все предыдущие выступающие – на официальном визите Председателя КНР Си Цзиньпина в качестве главного гостя для участия в торжествах по случаю юбилея Победы в Великой Отечественной войне. В доверительной атмосфере дружеского общения наши лидеры обменялись мнениями по самым чувствительным проблемам двусторонней повестки, а также по региональным и международным вопросам.
Решимость глав двух государств в эти памятные дни быть вместе с народами наших стран – сильный сигнал мировому сообществу о готовности России и Китая совместно противодействовать попыткам западных стран исказить историю трагических событий в Европе и Азии в 30-40-х годах прошлого века. Цель многолетних усилий стран Запада по фальсификации истории – не только заретушировать постыдные страницы своего прошлого, оправдать всплеск неонацистских, русофобских и синофобских настроений у себя дома, но и подвергнуть ревизии всю послевоенную архитектуру международных отношений, лишить Россию (как правопреемницу СССР) и Китай, по праву являющихся подлинными победителями во Второй мировой войне, статуса ключевых гарантов послевоенного мироустройства.
Сегодня мы являемся свидетелями глобальной геополитической трансформации, сопровождающейся турбулентностью международной среды. Западное сообщество погружается в глубокий системный кризис. Политические элиты Запада в угоду собственным узкокорыстным интересам проводят деструктивную линию по расшатыванию механизмов глобального управления, сформированных по итогам Второй мировой войны и основанных на международном праве. Пытаются подменить их неким «порядком, основанным на правилах». При этом Запад не стесняется в выборе методов и средств давления на неугодные, не желающие идти в их фарватере страны. Применяет нелегитимные односторонние ограничения, возводит торговые барьеры, стремясь сдержать экономическое и научно-технологическое развитие новых, независимых от него центров силы, создавая серьезные риски для социально-экономического развития государств Мирового большинства.
Попытки затормозить или обратить вспять процесс укрепления новых центров силы приводят к обратному эффекту. Все отчетливее проявляется магистральная тенденция укрепления многополярного, более справедливого мироустройства, основанного на приоритете международного права. Объективные факторы ускоряют процессы перераспределения потенциала развития в пользу новых точек экономического роста и геополитического влияния, способствуют демократизации международных отношений.
Как отмечал в одном из своих выступлений Министр иностранных дел России С.В.Лавров, именно многополярность – это шанс для того, чтобы принципы Устава ООН во всей их полноте и взаимосвязанности воплощались в жизнь. Все громче становится голос стран Глобального Юга, которые хотят самостоятельно, без какого-либо неоколониального диктата и вмешательства во внутренние дела, определять свой собственный путь развития, честно конкурировать в торговле и экономике, сохранять культурно-историческую идентичность и традиционные ценности.
Сегодня центр мировой активности смещается в Евразию, прежде всего, в Азиатско-Тихоокеанский регион. Евро-Атлантика утратила статус главного локомотива мирового развития. Возможности стран Запада диктовать свою волю остальным неуклонно сокращаются. Голос Мирового большинства звучит все громче в политике, экономике, безопасности.
При этом мировое меньшинство, цепляясь за старый порядок, пытается «разогреть» политическую температуру в мире, в том числе через провоцирование кризисов и конфликтов на евразийском пространстве.
В условиях повышенной геополитической турбулентности стратегическое взаимодействие России и Китая играет важную стабилизирующую роль. Взаимная поддержка Москвы и Пекина в вопросах противодействия попыткам ревизии сложившегося послевоенного миропорядка обретает особый смысл.
У наших стран общее видение безальтернативности формирования более справедливого и устойчивого многополярного миропорядка, которое нашло отражение в Совместном заявлении лидеров России и Китая.
Москва и Пекин осуществляют тесную координацию в ООН. Выступаем с близких позиций по большинству сюжетов в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности Организации.
Ведем с китайскими друзьями активный диалог по формированию архитектуры безопасности в Евразии с опорой на единомышленников и ключевые евразийские объединения. Мы предлагаем соседям по Большой Евразии, заинтересованным в долгосрочном и устойчивом мире на континенте, двигаться в сторону создания единого пространства равной и неделимой безопасности, в рамках которого все государства не пытались бы обеспечить свою безопасность за счет безопасности других.
Активно взаимодействуем с Китаем в БРИКС в целях наращивания авторитета объединения как одного из стержневых механизмов глобального управления. Солидарно выступаем за дальнейшее повышение роли Объединения в решении острых проблем современности. Совместно противодействуем дискриминационным односторонним мерам в мировой торговле, которые препятствуют социально-экономическому развитию государств Объединения.
Скоординированная работа в рамках ШОС – еще одно важное направление двусторонних отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. В контексте текущего председательства Китая в ШОС и России – в Совете глав правительств государств-членов ШОС оказываем взаимную поддержку в реализации приоритетов друг друга. Вносим свой вклад в содержательное наполнение предстоящего саммита в Тяньцзине.
Сотрудничество России и Китая выступает фактором стабильности и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Между нашими странами налажено тесное взаимодействие по ключевым вопросам региональной повестки дня, позволяющее в том числе эффективно противодействовать конфронтационному «индо-тихоокеанскому проекту» Запада.
США, как и в любой другой части мира, хотят и здесь играть роль гегемона. Фактически подрывают центральную роль АСЕАН, которая всех устраивала долгие десятилетия и базировалась на объединительных принципах и диалоге. В этих целях проводится курс на создание в АТР сети американоцентричных альянсов узкого состава с привлечением не только своих традиционных союзников в регионе – Австралии, Японии, Южной Кореи, Новой Зеландии, Филиппин, но и, как показывает пример с АУКУС, внерегиональных игроков, таких как Великобритания. В подобные закрытые клубы затягивают и наших близких партнеров – Монголию.
В этом контексте Россия и Китай солидарно выступают против действий и планов США и их азиатских сателлитов по милитаризации АТР, затаскиванию в регион элементов НАТО, создания угроз военной безопасности у наших границ, развертывания здесь наземных ракетных комплексов средней и меньшей дальности, модернизации флота и размещаемых на кораблях вооружений.
В настоящее время происходит некоторое оживление российско-американских контактов, возвращение к более-менее нормальному дипломатическому диалогу, который был бездумно разрушен Дж.Байденом, стремившимся нанести России «стратегическое поражение». Пока этот диалог поддерживается на самом минимальном уровне, во многом он схож с тем механизмом, который сложился в китайско-американских контактах в последние два года работы прежней администрации США. В отличие от Дж.Байдена команда Д.Трампа на данном этапе исходит из более рационального, прагматичного отношения к России. Надеемся, что это выльется в реальные подвижки не только в двусторонних связях, но и отразится на процессе урегулирования украинского кризиса.
Хорошо известно, что этот кризис имеет глобальное геополитическое измерение. Ответственность за его разжигание полностью лежит на «коллективном Западе». Многолетнее игнорирование законных интересов России в сфере безопасности, экспансия НАТО на восток, упорное стремление втянуть Украину в свою орбиту стали главными причинами конфликта. В результате целенаправленных действий Запада Киев оказался полностью под контролем и управлением извне.
Мы позитивно оцениваем конструктивную и взвешенную позицию Китая по ситуации вокруг Украины, основанную на глубоком понимании первопричин кризиса, а также учитывающую принципы Устава ООН во всей их полноте, совокупности и взаимосвязи. В выдвинутой в 2022 году Председателем КНР Си Цзиньпином «Глобальной инициативе по безопасности» предусматривается урегулирование любых конфликтов путем устранения первопричин их возникновения. Это касается и ситуации вокруг Украины. Ожидаем, что такой же подход будет последовательно применяться и к деятельности «Группы друзей мира на Украине», созданной по инициативе Китая и Бразилии в сентябре 2024 года на нью-йоркской площадке.
Россия заинтересована в скорейшем урегулировании конфликта вокруг Украины. Это вновь подтвердил Президент России В.В.Путин, выступив 10 мая с инициативой возобновления прямых переговоров с Киевом, прерванных весной 2022 года. Состоявшаяся в Стамбуле встреча представителей России и Украины позволила договориться о ряде практических шагов по урегулированию кризиса. Намечена следующая встреча в ближайшее время. Надеемся, что киевские власти всерьез подойдут к этим переговорам и воспользуются этой возможностью достичь мирного урегулирования.
Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
В заключение хотел бы поблагодарить представителей Российского совета по международным делам и Китайской академии общественных наук за неизменное внимание к изучению и аналитическому сопровождению всех аспектов российско-китайских отношений в сложных геополитических условиях современности.
- Date