Выступление Управляющего от Российской Федерации, Постоянного Представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене М.И.Ульянова по пункту повестки дня 6 (f) сессии Совета управляющих МАГАТЭ, Вена, 11 июня 2025 года
«Соглашение о гарантиях в связи с ДНЯО с Исламской Республикой Иран»
Уважаемая госпожа Председатель,
Мы внимательно ознакомились с докладом Гендиректора МАГАТЭ «Соглашение о гарантиях в связи с ДНЯО с Исламской Республикой Иран», содержащим «всестороннюю оценку» прошлых и остающихся вопросов в контексте ядерной программы Ирана. В своих комментариях хотели бы сразу перейти к главному.
Представленный группой стран-соавторов проект очередной антииранской резолюции Совета управляющих является политически мотивированным, необоснованным и вредным. Далее имеем в виду пояснить эти наши оценки.
Прежде всего, подготовка «всесторонней оценки», на которой базируется резолюция, не была инициирована Гендиректором. Она стала результатом ангажированной кампании этой же группы западных стран, которые использовали МАГАТЭ в своих политических целях, продавив и навязав данное поручение поспешной, неуместной и неконсенсусной резолюцией в ноябре 2024 года Их нехитрый замысел был очевиден с самого начала – подготовить почву для обвинения Ирана в несоблюдении своих обязательств по Соглашению о гарантиях. К сожалению, Секретариат МАГАТЭ и его руководство стали заложниками и инструментами реализации этих планов.
Отмечаем при этом, что Гендиректор не пошел на поводу у данных стран, проявил выдержку и не стал спешить с публикацией доклада. Обратили внимание и на то, что Секретариату удалось в какой-то степени извлечь необходимые уроки из прошлого: во «всесторонней оценке» обошлось без нелепых выводов в стиле «весьма вероятно» (highly likely).
Вместе с тем, большие вопросы вызывает использование Секретариатом «под соусом» всей доступной информации, имеющей отношение к гарантиям, сведений «от третьих сторон», проверить достоверность которых крайне затруднительно. Исходим из того, что при подготовке докладов, особенно столь чувствительного характера, МАГАТЭ должно опираться исключительно на результаты собственной проверочной деятельности. Секретариат также должен быть способен отстоять используемые им источники данных в открытой дискуссии с государствами-членами Совета. В этой связи настоятельно призываем авторов доклада дать пояснения, какие именно сведения «третьих сторон» легли в основу сделанных в докладе выводов.
Кроме того, питательной почвой для дополнительного очернения Ирана в проекте резолюции стали искусственно раздутые в докладе сюжеты с разночтением в учете ядерного материала в лаборатории им.Джабер ибн Хайяна, модифицированным Кодом 3.1, а также отзывом аккредитации инспекторов Агентства. Последнее вообще подается в крайне эмоциональном ключе и без подкрепления какой-либо реальной статистикой. Секретариат не счел нужным привести конкретные данные по объемам проверочной деятельности в Иране: за последний год количество аккредитованных инспекторов составило 125; число проведенных инспекций – 493; осуществлено 144 проверки информации о конструкции; 1260 человеко-дней проведено «в поле». Проверки в ИРИ являются вторыми по стоимости среди всех членов Агентства. Их частота и интенсивность не изменилась за последний год. Инспекторы продолжают успешно выполнять свою работу в Иране, который остается самым проверяемым государством-членом МАГАТЭ. Статистика говорит сама за себя. Вызывает, кстати, большие вопросы ситуация с подготовкой инспекторов, если уже больше года Секретариат не может пережить проблему с отзывом 8 инспекторов на фоне их общего количества в Иране.
В докладе фиксируются беспочвенные обвинения в адрес Тегерана относительно хищения конфиденциальных документов Агентства. Хотя, как выясняется, эти инсинуации имеют отношение к событиям двадцатилетней давности, а иранская сторона не имела возможности прокомментировать данный вопрос и даже не была уведомлена о его включении в доклад. При этом Секретариат подшивает этот откровенный пасквиль в «досье» якобы неудовлетворительного уровня сотрудничества между Ираном и МАГАТЭ.
Другой момент, который соавторы охотно использовали в резолюции – обогащение урана до 60%. Это не запрещено ДНЯО. В Иране оно осуществляется под строгим контролем со стороны Агентства. Хотели бы напомнить Секретариату, что, в соответствии с его же гарантийными процедурами, высокообогащенный материал лишь требует более интенсивных усилий по проверке. Что и было осуществлено Ираном и МАГАТЭ – как следует из предыдущих ежеквартальных отчетов Гендиректора, Агентству удалось адаптировать подходы к осуществлению гарантий применительно к этому материалу. Таким образом, никакой проблемы здесь нет и быть не может. Вопрос 60% обогащения не имеет ничего общего с согласованными целями осуществления гарантий МАГАТЭ по проверке непереключения ядерного материала на неразрешенные цели, о которых, кстати, говорится в пункте 5 «всесторонней оценки».
Уважаемая госпожа Председатель,
Соавторы резолюции вменяют Ирану в вину несоблюдение обязательств по Соглашению о гарантиях в соответствии со статьей XII.C Устава МАГАТЭ. Это явно политизированное и натянутое обвинение.
Весь набор вопросов к Тегерану относительно его прошлой ядерной деятельности был закрыт в 2015 году резолюцией Совета управляющих в контексте так называемых предполагаемых исследований военно-ядерной направленности. Исходим из того, что Гендиректор в своем докладе не ставит вопрос о пересмотре находящегося в силе решения директивного органа Агентства. Все остающиеся аспекты, изложенные в докладе, четко и однозначно относятся к вопросам более чем двадцатилетней давности. В части единственного имеющего хоть какую-то увязку с современностью объекта в Туркузабаде из доклада прямо следует – Секретариат не уверен в своей оценке, идет ли речь о ядерном материале или оборудовании в контексте данной площадки. Нет ясности относительно того, имеется ли этот материал вообще и каковы могут быть его объемы. В самом же докладе говорится, что этот материал мог быть попросту смешан с другим. Необходима дальнейшая проработка вопроса, прежде чем делать какие-то выводы.
Удивлены, что Секретариат снова будирует уже закрытые вопросы в Лавизан-Шияне и Мариване под предлогом того, что они якобы были закрыты, но не урегулированы окончательно. Такое изобретение открывает дорогу к всякого рода нечистоплотным политическим манипуляциям, что нам и продемонстрировали соавторы резолюции.
Все представленные в докладе сюжеты не несут в себе рисков распространения и должны быть урегулированы между Ираном и Секретариатом без давления извне. В документе, если отойти от эмоций, по сути, нет ничего, что требовало бы немедленной реакции Совета управляющих. Сам Гендиректор об этом тоже не просит.
Нечего даже и говорить о стремлении соавторов навязать Совету заключение о том, что Агентство не может проверить отсутствие переключения заявленного ядерного материала в Иране на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. В докладе Гендиректора про это ни слова. Более того, из доклада МАГАТЭ о применении гарантий за 2024 год, который рассматривался на текущей сессии Совета чуть ранее, ясно следует, что Тегеран получил заключение о непереключении заявленного ядерного материала.
Уважаемая госпожа Председатель,
Иран уже доказывал на практике свою договороспособность путем полного осуществления своих обязательств по СВПД даже в условиях их нарушения со стороны США. Убеждены, что при взвешенном и спокойном подходе к делу без вмешательства и политического ажиотажа Тегеран способен устранить сохраняющиеся проблемы во взаимодействии с МАГАТЭ. Принятие же представленной резолюции существенно снизит шансы на это. Такая эскалация будет иметь самые негативные последствия как для МАГАТЭ, так и для всего режима нераспространения. Соавторы проекта и все, кто его поддержит, должны быть готовы к последствиям своих действий, в том числе к жесткой реакции со стороны Ирана.
Надеемся, что конструктивно настроенные государства-члены Совета хорошо взвесят все «за» и «против», прежде чем идти на поводу у инициаторов данного проекта. Призываем отказать в поддержке этому провокационному шагу. Со своей стороны ставим проект резолюции на голосование и будем голосовать «против».
Благодарю Вас, уважаемая госпожа Председатель.
- Date