Выступление делегации Российской Федерации на специальной сессии Совета управляющих МАГАТЭ «Удары Израиля по ядерным объектам Ирана, находящимся под гарантиями МАГАТЭ», Вена, 16 июня 2025 года
Уважаемая госпожа Председатель,
Прежде всего, позвольте выразить соболезнования руководству и народу Исламской Республики Иран в связи с многочисленными человеческими жертвами, в том числе среди мирных жителей, в результате неспровоцированной агрессии со стороны Израиля.
Также хотели бы еще раз высказать признательность лично Вам, госпожа Председатель, Гендиректору и Секретариату МАГАТЭ за оперативный созыв спецсессии Совета управляющих.
Уважаемая госпожа Председатель,
Российская Федерация решительно осуждает агрессию Израиля против мирных ядерных объектов в Иране, находящихся под гарантиями МАГАТЭ. Удары, нанесенные по уранообогатительным предприятиям в Натанзе и Фордо, установкам по конверсии урана и производству ядерного топлива в Исфагане, а также заявления израильского руководства о том, что нападения продолжатся до полного уничтожения ядерной инфраструктуры Ирана, категорически неприемлемы. Это является грубейшим нарушением международного права, Устава ООН, Устава МАГАТЭ, соответствующих резолюций СБ ООН и Генконференции МАГАТЭ. Подобные целенаправленные, злонамеренные и заранее спланированные агрессивные действия подрывают основанный на ДНЯО режим нераспространения ядерного оружия и систему гарантий МАГАТЭ, а также ставят под угрозу жизни инспекторов Агентства, которые до сих пор остаются «на земле».
Израиль должен немедленно прекратить агрессию и атаки на мирные ядерные установки. Напоминаем, что на территории Ирана находится возведенная при содействии России действующая АЭС «Бушер». В случае нанесения удара по работающей атомной электростанции радиологические последствия будут катастрофическими для всего региона.
Осуждения заслуживает и позиция ближайших союзников Израиля, которые сейчас покрывают его действия, а до этого старательно готовили под них почву, раскручивая тему якобы имеющихся у Тегерана проблем с соблюдением своих обязательств по Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ. Сегодня мы имеем возможность воочию наблюдать последствия безответственной резолюции по Ирану, «продавленной» в Совете управляющих 12 июня усилиями США, Великобритании, Германии и Франции. Если смотреть в ретроспективе, то сложно избавиться от мысли о том, что Совет был попросту использован этими странами в качестве политического прикрытия акта агрессии Израиля против Ирана. Достаточно уже того, что инициаторы этой резолюции сейчас при каждом удобном случае ссылаются на нее, чтобы подкрепить свои безосновательные выводы о реальности ядерной угрозы Ирана и таким образом оправдать действия Израиля в порядке права на самооборону.
Подобная поддержка преступных действий Израиля со стороны Великобритании, Германии и Франции – это еще один удар по резолюции СБ ООН 2231 и СВПД, участниками которого они, кстати, по-прежнему являются. Своими действиями эти страны продолжают дискредитировать себя в качестве договороспособных и добросовестно относящихся к своим обязательствам государств.
С сожалением вынуждены констатировать: все то, о чем мы предупреждали в контексте доклада Гендиректора МАГАТЭ с «всесторонней оценкой» иранской ядерной программы, материализовалось, причем в наиболее катастрофической форме, нежели можно было вообразить еще неделю назад. Двусмысленные суждения доклада и раздутые выводы стали питательной почвой для необоснованной и вредной резолюции Совета управляющих. Несколько обнаруженных частиц незаявленного урана, которые относятся к далекому прошлому, сейчас, по сути, используются для оправдания агрессии.
Вместе с тем, во «всесторонней оценке», со всеми ее огрехами и упущениями, четко и однозначно констатировалось отсутствие распространенческих рисков в контексте остающихся вопросов к Ирану. У МАГАТЭ нет никаких претензий к объектам в Натанзе, Фордо и Исфагане, на которые направил свои ракеты Израиль. Во «всесторонней оценке» не было и ничего, что свидетельствовало бы о наличии у Ирана военной ядерной программы. Если Израилю недостаточно оценок МАГАТЭ, то есть еще и официальное мнение его ближайшего союзника – США. В открытом докладе разведывательного сообщества США от марта этого года дано четкое и однозначное заключение – «Иран не занимается разработкой ядерного оружия с 2003 года, хотя оказываемое на него давление и толкает его к подобному шагу».
Уважаемая госпожа Председатель,
Мы находимся в парадоксальной ситуации, когда в отношении государства-участника ДНЯО, взявшего на себя международно-правовое обязательство не обладать ядерным оружием и имеющего действующее Соглашение с МАГАТЭ о гарантиях, совершен акт вооруженной агрессии страной, которая последовательно отказывается брать на себя какие бы то ни было обязательства в области ядерного нераспространения. Своими действиями Израиль и его покровители старательно девальвируют весь режим ДНЯО и ведут дело к тому, чтобы подорвать доверие к нему со стороны его участников. В связи с этим хотели бы заявить, что Россия, будучи участником и одним из депозитариев ДНЯО, верит в этот Договор, в его цели и задачи, а также в то, что он служит интересам его участников. Россия также верит в систему гарантий МАГАТЭ, которая, если не подвергается политическим манипуляциям, способна эффективно решать поставленные перед ней задачи в плане проверки того, что ядерные программы государств носят мирный характер.
Уважаемая госпожа Председатель,
Резолюция Генконференции МАГАТЭ 533 (1990 год) постановляет, что вооруженное нападение на ядерные установки под гарантиями МАГАТЭ создает ситуацию, когда СБ ООН должен принять срочные меры. Это тем более оправданно с учетом того, что резолюция СБ ООН 487 (1981 год), принятая по следам нападения Израиля на ядерный реактор в Ираке, содержит однозначный призыв к Израилю воздержаться от подобных действий в будущем.
В сложившихся условиях настоятельно призываем Гендиректора МАГАТЭ подготовить внеочередной доклад для Совета управляющих и СБ ООН об актах агрессии Израиля против ядерных объектов Ирана, находящихся под гарантиями МАГАТЭ, в нарушение резолюций СБ ООН 487 и 2231 (2015 год), а также резолюций Генконференции МАГАТЭ 444 (1985 год) и 533. Хотели бы подчеркнуть, что у Гендиректора уже имеется на это соответствующий мандат, и никаких дополнительных решений на этот счет со стороны директивных органов Агентства не требуется. Ожидаем непредвзятого подхода и внятных оценок со стороны руководства МАГАТЭ, которое с учетом масштаба ситуации и тяжести ее последствий не имеет права прятаться за обтекаемыми фразами и претендовать на равноудаленность.
Совет управляющих при этом должен быть готов, в случае продолжения ударов по ядерным объектам Ирана, находящимся под гарантиями МАГАТЭ, безотлагательно провести еще одну специальную сессию и принять решения, которые требуются для выполнения поставленных перед данным директивным органом задач. Надеемся, что делать этого не придется. Для этого Израиль должен прекратить военную агрессию, а урегулирование всех вопросов вокруг иранской ядерной программы должно вернуться в политико-дипломатическую плоскость. Определенный задел для переговорных решений уже был сформирован в ходе нескольких раундов опосредованного диалога Ирана и США. Россия подтверждает готовность оказать сторонам содействие в поиске компромиссов.
Благодарю Вас, уважаемая госпожа Председатель.
- Date