Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации М.В.Буякевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ, Вена, 10 июля 2025 года
О нарастающей военной вовлечённости
некоторых стран-членов НАТО и ЕС
в дальнейшее противостояние вокруг Украины
Господин Председатель,
С большим недоумением восприняли появление на официальном сайте ОБСЕ 3 июля пресс-релиза о поездке на Украину группы постоянных представителей при ОБСЕ. Это грубейшее нарушение правил ОБСЕ как по форме, так и по содержанию. По форме – нарушено решение Постоянного совета №485 от 28 июня 2002 года под названием «Заявления и информирование общественности от имени ОБСЕ». Напомню требование пункта 6 этого решения: «Публикации и пресс-релизы, издаваемые отделом прессы и общественной информации Секретариата, не должны расходиться с принятыми на основе консенсуса решениями и документами».
По содержанию представленный на сайте ОБСЕ «информационный повод» также не выдерживает критики. Визит делегации постпредов ОБСЕ в Киев, организованный под эгидой финского председательства, стал очередным примером подмены профессиональной дипломатической работы по поиску путей решения международных проблем. Вместо содействия переговорному процессу, группа послов переняла риторику режима В.Зеленского, воспроизведя чуть ли не все шаблоны киевских пропагандистов.
А вот что интересно: помимо красивых слов о поддержке Киева, спросили ли визитёры про массовые нарушения киевским режимом обязательств в рамках ОБСЕ, про ущемления прав человека, демократических свобод, ликвидацию неугодных СМИ и убийства журналистов, недопущение любой политической оппозиции? Вообще-то эти вопросы регулярно обсуждаются в ОБСЕ. Примечательно, что участники киевского вояжа с готовностью осудили Россию в контексте специальной военной операции, но почему-то забыли спросить украинскую сторону о таких «неудобных» сюжетах, как систематические обстрелы и теракты формирований киевского режима против гражданской инфраструктуры российских регионов, размещении ВСУ военных объектов в школах и больницах. Делегация западных послов потребовала от России «безоговорочного прекращения огня», но даже не упомянула указ В.Зеленского 2022 года, официально запрещающий любые переговоры с российским руководством. Не прозвучало вопросов и о регулярных украинских обстрелах Запорожской АЭС, создающих угрозу ядерной катастрофы (к теме ядерного шантажа со стороны киевского режима мы ещё вернёмся).
Что касается финского Действующего председательства, то вопросов у нас уже не осталось – Финляндия давно растоптала принципы нашей Организации для оправдания своего военно-политического выбора по передаче собственного суверенитета в пользу НАТО. Однако обескураживает участие в этом политическом спектакле других членов «тройки» ОБСЕ – Мальты и будущего председателя Швейцарии, которые ранее не раз заверяли, что для них правила поведения Действующего председательства ОБСЕ (закреплённые решением СМИД в Порту в 2002 году) – не пустой звук. Но реальные шаги значительно весомее политических заверений. Будем делать выводы.
Далеко не все в мире готовы закрывать глаза на террористическую сущность киевского режима. На этом фоне стоит отметить более ответственный подход, демонстрируемый странами мирового большинства. Участники саммита БРИКС в Бразилии 6 июля самым решительным образом осудили нападения на мосты и железнодорожную инфраструктуру, преднамеренно направленные против гражданского населения, в Брянской, Курской и Воронежской областях Российской Федерации 31 мая, 1 и 5 июня, которые привели к многочисленным жертвам среди гражданского населения, включая детей.
Согласно квартальному докладу Посла по особым поручениям МИД России Р.В.Мирошника, в апреле-июне с.г. киевский режим резко увеличил интенсивность атак на гражданское население, в результате чего пострадали 1537 мирных жителей (162 погибших, включая 8 детей, 1375 раненых, среди которых 72 несовершеннолетних). С начала нынешнего года жертвами украинских формирований стали уже 3026 гражданских лиц (454 погибших, в том числе 13 детей, 2572 раненых). ВСУ применяли широкий арсенал вооружений, включая FPV-дроны, артиллерию, кассетные боеприпасы и полученные от Запада ракеты Storm Shadow/SCALP, целенаправленно обстреливая города Донбасса – только за три последних месяца зафиксированы 26 627 прилётов (около 300 в сутки). Всего с февраля 2022 года от действий ВСУ пострадали 22,5 тыс. мирных жителей, причём практически каждый третий из них погиб, что подтверждает преступный характер политики Киева при прямой поддержке западных поставщиков оружия.
3 июля произошло очередное чудовищное преступление киевского режима, который в своей бесчеловечной борьбе против мирных жителей России опустился до самых низких и подлых методов террора. 36-летняя женщина, мать двоих детей, была, скорее всего, использована украинскими спецслужбами «втёмную» для совершения террористического акта в Луганске – убийства бывшего мэра этого российского города Манолиса Пилавова. По имеющейся информации, она приехала с подконтрольной ВСУ территории, не подозревая, что в её рюкзаке находилась взрывчатка. В результате подлого удара погибла и сама женщина, став жертвой манипуляций киевских кураторов. Это не единичный случай. Киевский режим систематически использует мирных граждан, в том числе женщин и детей, в качестве живых бомб, закладывая взрывчатку в их вещи или шантажируя их семьями.
Из этой же серии атака ВСУ против пляжа в центре Курска 8 июля, осуществлённая целенаправленными ударами БПЛА, которые несли взрывчатку с поражающими элементами. Рядом с пляжем не было никаких военных объектов. Шесть человек ранены, четверо погибли, в том числе пятилетний ребёнок. Вопрос к коллегам в зале – это тоже законная «самооборона Киева»? Следственный комитет России квалифицировал такие действия как теракт.
Эти зверства — не просто жестокость, а отчаянная попытка терпящего поражение режима посеять страх. В Киеве понимают, что проигрывают на поле боя, а потому перешли к террору против беззащитных. И есть основания утверждать, что режим В.Зеленского пытается поднять террор на беспрецедентный уровень.
Компетентные органы Российской Федерации в курсе, что киевский режим продолжает вынашивать планы «ядерного шантажа» в отношении нашей страны – естественно, с согласия своих западных спонсоров. Судя по всему, этот вариант рассматривается на случай крайних обстоятельств – обвала фронта или для обеспечения резкой эскалации конфликта. Мы знаем, что рассматриваются два сценария: создание «грязной бомбы», т.е. снаряжение радиоактивными отходами артиллерийских снарядов, боевых частей БПЛА и БЭК, а также нанесение целенаправленных ударов по Запорожской АЭС и проложенным от неё линиям электропередач в направлении Мариуполя. Неоднократно проявленная террористическая сущность киевского режима даёт России все основания рассматривать такие угрозы как вполне реальные.
Методы Киева по «законной обороне», как его выгораживают его зарубежные спонсоры, судя по всему, их вполне устраивают. Они продолжают делать всё возможное для затягивания конфликта. Не прекращается организация прокиевских «междусобойчиков». По имеющейся информации, сегодня Великобритания организует очередную встречу «коалиции желающих» по поддержке киевского режима на тему сохранения боеспособности Украины и усиления давления на Россию.
Не несёт с собой реальных перспектив урегулирования и другой западный проект – т.н. конференция по восстановлению Украины, очередная сессия которой проходит как раз сегодня-завтра в Риме. Благовидные цели этого мероприятия призваны маскировать задачи легализации военной и экономической экспансии Запада в регионе. Игнорирующее реальные причины конфликта вокруг Украины «восстановление» — лишь прикрытие для милитаризации Украины и создания прочной зависимости от Запада и долгосрочного противостояния с Россией. Это – не «катализатор восстановления», а инструмент гибридной войны, призванный закрепить контроль Запада над Украиной.
Даже на фоне высокого уровня угроз Россия никогда не опускается до мести Киеву или западным странам. Президент России В.В.Путин неоднократно говорил, что мы продолжаем искать политическое переговорное решение конфликта. Ответственно выполняем то, о чём уже договорились – это демонстрируется, в частности, ходом реализации договорённостей гуманитарного характера, которые были достигнуты на втором раунде прямых российско-украинских контактов в Стамбуле.
А вот из Киева часто слышно про совсем другие подходы – как киевский режим участвует в переговорах с Россией не из искреннего стремления к миру, а исключительно в пропагандистских целях. Об этом прямо заявил представитель украинского МИД Георгий Тихий, фактически признав, что его страна использует диалог как прикрытие для создания видимости мирных инициатив. В ходе интервью прессе он заявил, что украинская делегация преследует две цели. Первая – гуманитарная: возвращение пленных и решение других подобных вопросов. Вторая – политическая. «Не дать никому обвинить Украину в том, что она не хочет мира. А таких попыток хватает – в разных кругах, в разных странах, даже среди стран-союзников».
При этом ни у кого не должно быть никаких иллюзий: заставить Россию отказаться от своих жизненных интересов и защиты своих граждан не получится. Наша страна будет добиваться поставленных целей – устранения всем известных первопричин, приведших к нынешнему положению дел.
Министр иностранных дел России С.В.Лавров в интервью венгерской газете «Мадьяр немзет» от 7 июля подробно изложил российское видение украинского урегулирования. Наша страна последовательно выступает за политико-дипломатическое урегулирование украинского конфликта, но подчёркивает, что нам нужен прочный мир, а не временное перемирие. Киевский режим и его западные кураторы стремятся использовать любую паузу для перегруппировки сил и наращивания военного потенциала, что неприемлемо. Устойчивое решение возможно только при устранении коренных причин конфликта: прекращение экспансии НАТО на Восток, защита прав русскоязычного населения и признание новых территориальных реалий, сформированных по воле жителей Крыма, Донбасса, Запорожья и Херсонщины.
Мы настаиваем на демилитаризации и денацификации Украины, которая должна вернуться к своим конституционным основам, включая нейтральный статус, закреплённый в Декларации о суверенитете 1990 года. Только юридически обязывающее соглашение, учитывающее эти принципы, станет гарантией долгосрочного мира. Россия готова к такому диалогу, но при этом будет последовательно защищать свои национальные интересы и безопасность своих граждан — никакие провокации не останутся без ответа.
Благодарю за внимание.
- Date