Выступление руководителя Делегации Российской Федерации на переговорах по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Ю.Д.Ждановой на 1112-м пленарном заседании Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, Вена, 16 июля 2025 года
Пункт повестки дня: «Общие заявления»
Тема: «О проведении специальной военной операции
по демилитаризации и денацификации Украины»
Уважаемая госпожа Председатель,
Сегодня мы подводим итоги обсуждения ситуации вокруг Украины в текущей сессии ФСОБ ОБСЕ и, к сожалению, выводы у нас напрашиваются неутешительные.
В начале года с приходом к власти в США администрации Д.Трампа затеплилась надежда на разрешение украинского конфликта. По инициативе Российской Федерации и при содействии турецких партнёров в Стамбуле были начаты прямые переговоры с украинской стороной без предварительных условий. 16 мая и 2 июня состоялись два переговорных раунда, в рамках которых достигнуты договорённости по ряду гуманитарных вопросов.
Однако вскоре международное сообщество смогло убедиться, что в Европе набирают силу те, кто нацелен на срыв мирного процесса. Да и, судя по сигналам из Киева, аппетит к дипломатической опции там будто бы вновь исчез. Следующий, третий раунд переговоров с Россией противоположной стороной даже не упоминается.
Недавно канцлер ФРГ Ф.Мерц заявил, что дипломатические способы урегулирования конфликта вокруг Украины «исчерпаны» (Берлин, 9 июля). Он уже давно пытается выворачивать дело так, будто «компромиссы или уступки больше не являются разумными» (Берлин, 13 мая). Симптоматично, что эти заявления исходят от политика, который даже не попробовал применять дипломатические средства для решения конфликта, чтобы заявлять об их исчерпанности.
В Европе приняли бесповоротное решение о подготовке к «неминуемой» войне с Россией, используя ещё до её начала Украину в качестве инструмента по нанесению нашей стране «стратегического поражения». При этом генсекретарь НАТО М.Рютте считает, что страны-члены альянса должны «делать больше», чтобы изменить ход конфликта и дать Киеву возможность «действовать с позиции силы» (Брюссель, 13 января). Попутно ЕС готовит население к разрастанию армий, мобилизации населения, приёму раненых и затяжным боевым действиям. В ходе пленарной сессии Европарламента в Страсбурге 8 июля абсолютным приоритетом было обозначено ускоренное перевооружение Европы, чтобы к 2030 году европейцы были готовы «защитить себя». Разумеется, болтовня о «защите» – очевидная демагогия, которая прикрывает подготовку к агрессивной войне против нашей страны с целью завладения её ресурсами. При этом реальных денег на такую авантюру в Европе нет, придётся подключать печатный станок и разгонять инфляцию. Похоже, руководство государств ЕС и ряда других стран уже определилось: пушки вместо масла. Ведь волю избирателей можно и игнорировать при помощи множества отлаженных механизмов. Как и конфликт вокруг Украины, милитаризация Европы будет и дальше оплачиваться из кармана каждого европейца, что уже сравнимо со скрытой формой налога.
На этом фоне в Хофбурге регулярно звучат огульные заявления западных делегаций о том, что Россия якобы отказывается от урегулирования. Звучат требования к нам немедленно и без предварительных условий согласиться на прекращения огня. При этом европейские лидеры ещё недавно критиковали саму возможность любого перемирия, которое, как заявлял бывший канцлер ФРГ О.Шольц, «лишь приведёт к заморозке конфликта» (Бюргеншток, 2024 год). Что с тех пор изменилось? Американская администрация, под которую нужно подстраивать европейскую политическую повестку дня? Или положение на поле боя? Но мы прекрасно видим: рассуждения о «безусловном» прекращении огня имеют лишь одну цель – дать ВСУ передышку, время для мобилизации и обучения, накачать их оружием, чтобы потом снова бросить в бой.
Что касается нашей позиции, то Россия была и остаётся открытой для политико-дипломатического преодоления украинского конфликта. Исходим из того, что прекращение огня возможно только после начала полного вывода ВСУ и иных военизированных формирований Украины с территории России, включая ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области, полного прекращения иностранной военной помощи и предоставления разведывательной информации Киеву. Подчёркиваем: речь должна идти о прочном мире, а не о перемирии. Нам не нужна пауза, которую киевский режим и его кураторы будут использовать для перегруппировки войск и укрепления военного потенциала.
Разумеется, устойчивое урегулирование невозможно без устранения первопричин конфликта.
Прежде всего, необходимо ликвидировать угрозы безопасности России в связи с расширением НАТО и втягиванием в этот военный блок Украины. Оборонительным союзом она никогда не являлась. Военные авантюры в Югославии, Ираке и Ливии невозможно объяснить стремлением защитить территорию государств-членов. От кого там оборонялись страны НАТО? Кто на них нападал? Поэтому появление натовских баз на Украине и втягивание её самой в воинствующий альянс представляет непосредственную угрозу нашей национальной безопасности. Всё ещё остались сомнения на сей счёт? Ознакомьтесь с интервью координатора штаба помощи Украине в Минобороны ФРГ К.Фройдинга для ZDF (12 июля), в котором он с энтузиазмом рассуждает о поставках оружия Киеву для нанесения ударов вглубь территории России. Все эти охватившие Германию фантомные боли милитаризма не способствуют поиску путей мирного урегулирования конфликта вокруг Украины. В Берлине должны помнить, что военный удар неизбежно обернётся катастрофой.
Госпожа Председатель,
Европейские милитаристы уже давно перечеркнули свои международные обязательства не поставлять оружие в государства, где оно может использоваться для нарушений прав человека и основных свобод. Для нас же принципиально важно добиться соблюдения прав человека на территориях, остающихся под контролем киевского режима, который после 2014 года истребляет все, что связано с Россией, русскими и русскоязычными людьми – русский язык, культуру, традиции, каноническое православие, русскоязычные СМИ. После 2014 года украинские каратели убили более десяти тысяч русских и русскоязычных жителей Донбасса – невинных гражданских лиц. Эти геноцидные практики продолжаются.
Еженедельно на территории нашей страны от рук украинских боевиков и иностранных наёмников гибнут и получают увечья порядка 120 человек. Только на минувшей неделе в среднем уровень интенсивности ударов ВСУ по гражданским объектам нашей страны достигал 400 прилётов в сутки. Противник использовал порядка 2800 боеприпасов, включая системы РСЗО, артиллерийские снаряды калибром 152 и 155 мм, в т.ч. с кассетной боевой частью, мины, гранаты, а также ударные БПЛА. Подавляющая часть используемых ВСУ для ударов по гражданскому населению вооружений – западного производства.
В ОБСЕ до сих пор обходят молчанием целенаправленный налёт БПЛА ВСУ 8 июля на пляж в Курске, где было много отдыхающих жителей города с детьми. Украинские головорезы знали, по кому они будут наносить удары. Погибли четыре мирных жителя, в том числе 5-летний мальчик Толя, закрывший своим телом маму от осколков. Ещё 6 мирных жителей были ранены. Причиной большого числа жертв атаки на городской пляж стали террористические повторные удары по службам и жителям, поспешившим на помощь пострадавшим от атаки БПЛА. Возникает вопрос: если страны Евросоюза утверждают, что Киев отстаивает их ценности «на поле боя», значит, именно так выглядят их ценности?
В тот же день ВСУ нанесли удары дронами по гражданским объектам Рыльска в Курской области – инфекционному корпусу центральной районной больницы и зданию скорой помощи, а также административному корпусу агропредприятия. Ранения получили две женщины. Ужасает, что удары ВСУ по каретам скорой помощи стали повседневной реальностью в российских регионах – от Херсонщины до Белгородчины. Видимо, и такие противоречащие международному гуманитарному праву практики вписываются в европейские ценности. Как следствие, местными властями российских регионов было принято решение об установке на кареты скорой помощи противодронных каркасов.
Именно поэтому мы не видим иного выхода, как только продолжать освобождение территорий в зоне проведения спецоперации. За последние две недели были освобождены не менее 20 населённых пунктов, включая: Дачное (Днепропетровская область), Бессаловка (Сумская область), Малиновка (Запорожская область), Воскресенка, Дылеевка, Зеленая Долина, Маяк, Карла Маркса, Николаевка, Новосергеевка, Новоукраинка, Разино, Петровка, Поддубное, Толстой, Червоная Зирка и Шевченко (ДНР), а также Меловое, Новая Кругляковка, Петровское и Соболевка (Харьковская область).
Предельно ясно и то, что в этих условиях требуется международно-правовое признание новых территориальных реалий, возникших с включением в состав России Крыма, Севастополя, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Их жители определили свою судьбу путем свободного волеизъявления на референдуме. Все эти положения должны быть прописаны в юридически обязывающем соглашении о мирном урегулировании.
Госпожа Председатель,
Российская Федерация готова добиваться достижения целей спецоперации как на поле боя, так и в рамках переговорного процесса с Украиной. Однако это вовсе не означает, что террористические акты киевского режима будут оставаться без ответа. Всем должно быть понятно, что язык шантажа, ультиматумов и угроз для нас неприемлем. С нашей стороны будут предприниматься все необходимые действия для обеспечения безопасности и интересов России.
Вооружённые Силы Российской Федерации продолжают демилитаризацию Украины. Объективное истощение оружейных запасов ВСУ становится всё заметнее для западных кураторов Киева. Хвалёные ЗРК «Пэтриот», обломки ракет которых регулярно обнаруживаются посреди жилой застройки в густонаселённых городах Украины и становятся причиной гибели гражданских лиц, уже стали штучными экземплярами.
Помимо групповых ударов по объектам газо-энергетической инфраструктуры, обеспечивающим работу украинского ВПК, оружейным складам, а также пунктам временной дислокации украинских вооружённых формирований и иностранных наёмников, целями наших Вооружённых Сил в последнее время стали территориальные центры комплектования (ТЦК) ВСУ. В украинских соцсетях эта новость была встречена с восторгом, люди просят продолжать такую практику и даже делятся координатами ТЦК. Почему? Да потому, что украинские власти уже давно сделали их «карательным органом», насильственно отлавливающим мужчин на улице для отправки на фронт, и позволили его сотрудникам безнаказанно применять насилие против мирного населения. Избили, запугали – и в траншею. Сами украинцы массово поджигают автомобили ТЦК, а их матери и жёны закидывают «людоловов» камнями. И всё это – не фигуры речи.
Накануне стало известно о гибели на Украине 45-летнего этнического венгра Й.Шебештеня, у которого было двойное гражданство Украины и Венгрии. Сообщается, что он был принудительно мобилизован в середине июня, а 6 июля скончался в местной больнице после жестоких избиений. Но для большинства жителей ЕС трагедии, связанные с ТЦК на Украине, просто не имеют значения.
Многие мужчины призывного возраста бегут с Украины, другие же готовы заплатить последние деньги, чтобы не поехать на убой. Неудивительно, что только с начала этого года на Украине официально зафиксировано свыше 100 тыс. случаев дезертирства. Украинцы не хотят умирать за кровавый режим, который обслуживает западные интересы и не способен одержать победу на поле боя (даже тезис о «защите своей земли» уже не работает, поскольку около половины пахотных земель проданы иностранным компаниям и ТНК). В перспективе ВСУ будет терпеть всё более чувствительные потери. Достаточно упомянуть многократный диспаритет осуществлённой по итогам стамбульских переговоров репатриации тел – украинской стороне передано 6060 тел погибших, в то время как нами получено 78 тел российских бойцов. Запад может это остановить, если прекратит срывать усилия по урегулированию.
Госпожа Председатель,
Цели, поставленные в начале специальной военной операции и развернуто изложенные в выступлении Президента Российской Федерации В.В.Путина от 14 июня 2024 года, будут достигнуты в любом случае. Чем дальше будут продолжаться бесплодные попытки наших противников и их покровителей «нанести стратегическое поражение России на поле боя» и запугать наш народ при помощи акций устрашения, тем с более суровыми объективными «условиями на земле» им придётся иметь дело.
Украине следует вернуться к истокам своей государственности и следовать духу и букве документов, которые создали её правовую основу. Напомню, что положение о нейтральном, внеблоковом и безъядерном статусе этой страны зафиксировано в Декларации 1990 года о её государственном суверенитете. На повестке дня – задачи демилитаризации и денацификации Украины, отмена антироссийских ограничительных мер, отзыв всех судебных исков против России и возвращение её активов, незаконно арестованных, а по сути, похищенных на Западе.
Пока же при наличии достижимой мирной опции у противоположной стороны отсутствует столь необходимая политическая воля для её осуществления. Вместо этого в Киеве и в западных столицах выбирают теракты, поставки оружия и продолжение боевых действий под лозунгом «до последнего украинца, а там – посмотрим».
И всё же мы надеемся, что здравый смысл не окончательно покинул наших оппонентов и мирное урегулирование с обязательным устранением первопричин конфликта всё еще возможно.
Благодарю за внимание.
- Date