Интервью директора Департамента внешнеполитического планирования МИД России А.Ю.Дробинина газете «Комсомольская правда», 18 июля 2025 года
Вопрос: Все больше экспертов начали бить тревогу: некогда процветающая американская экономика стала колоссом на глиняных ногах. Согласны ли Вы с такой постановкой вопроса?
Ответ: Сказать, что у США есть проблемы – не сказать ничего. У Америки большие проблемы, как и подобает крупной державе.
Прошлым летом госдолг Соединённых Штатов превысил 35 трлн долл. В этом году внешнеторговый дефицит США – более 918 млрд долл. (на 17% больше, чем в 2024 году). Из них с Китаем – около 295 млрд долл. Отрицательное сальдо торговли товарами с Евросоюзом – 235 млрд долл., с Мексикой – 171 млрд долл., с Вьетнамом – 123 млрд долл.
Американские историки и политологи проводят параллели с Британией, тогда ещё империей, середины XX века. После Второй мировой войны ее суверенный долг колебался в диапазоне от 200 до 270% ВВП. На тот момент он был одним из самых высоких в мире.
У США этот показатель сейчас достиг 124% ВВП. Лиха беда начало! Большой Красивый Билль Д.Трампа увеличит долг, как минимум, на 5 трлн долл. Это притом, что на выборы Д.Трамп шел под лозунгом сокращения долга США.
Быстрое накопление госдолга и гипердефицит внешней торговли – видимые признаки смены вех.
В середине прошлого века после двух мировых войн роль лидера капиталистического мира перешла от Британии к США. Сейчас картина опять меняется. Серьезным вызовом для любого президента США (а для внешнего по отношению к Америке мира – повышенным риском) стала следующая тенденция: американцы всё чаще прибегают к внеэкономическим методам преодоления своих экономических и финансовых трудностей.
И эта проблема уже не американская, а общая. Проблема, которая затрагивает или затронет всех.
Вопрос: Тем не менее, США продолжают строить свою внешнюю политику с позиции силы. Получается, что Трамп блефует, размахивая своей санкционно-тарифной дубинкой?
Ответ: Тарифы, как и санкции – одно из последних перед применением военной силы средств удержания гегемонии.
Не от хорошей жизни Президент США Д.Трамп повышает торговые тарифы. Иначе пришлось бы смириться или применять силу. Некомфортный выбор. Смысл тарифных и санкционных мер в том, чтобы сохранить подконтрольную США глобальную систему и заставить всех играть по американским правилам.
Повышая торговые тарифы, американцы хотят увеличить цену доступа на свой рынок товаров из других стран, чтобы стимулировать возрождение собственного производства.
Такая политика едва ли сработает в нормальных (невоенных) условиях, так как американский (и любой другой) капитал привык минимизировать издержки за счёт вывода производств в страны с дешёвым и мотивированным трудом.
По сути, политическая власть США идёт на конфликт с национальным капиталом, который давно стал транснациональным.
Вопрос: Как Вы считаете, она могла бы себя вести по-другому?
Ответ: Существует альтернативный образ действий. Он мог бы включать принятие принципов суверенного равенства и неделимости безопасности, отказ от политики санкций и тарифов, прекращение блокирования работы Органа разрешения споров ВТО и согласие на перераспределение голосующих квот в МВФ.
Нужно признать многополярную реальность, сделать ставку на учёт интересов других государств и конструктивное сотрудничество с ними, начать диалог со своим народом и элитами о невозможности дальнейшего процветания Америки за счёт внешней экспансии.
Вопрос: Но Д.Трамп предлагает же тем, кто хочет избежать введения пошлин, договориться – то есть держит дверь открытой для сделки?
Ответ: В июле с.г. Д.Трамп объявил свои новые предложения по ставкам таможенных пошлин на импортируемые товары из ряда стран мира, которые начнут действовать 1 августа (Европейский союз – 30%, ЮАР – 30%, Республика Корея – 25%, Казахстан – 25%, Филиппины – 20%, Камбоджа – 36%, Канада – 35%, Мексика – 30%, Бразилия – 50% и т.д.).
Это – приглашение к сделке на американских условиях. Страны-цели должны договориться с Вашингтоном до 1 августа. Иначе заработают назначенные Д.Трампом ставки.
Вопрос: И какой у стран-потенциальных жертв есть выбор? И есть ли?
Ответ: У стран-жертв есть несколько стратегий реагирования. На поверхности – две.
Первая подходит для крупных торговых игроков – Китая, Евросоюза или, к примеру, Бразилии. Она состоит в введении ответных тарифных мер – необязательно зеркальных. Последует втягивание в жёсткий торг с США. Потенциальный исход – торговая сделка, более-менее отражающая текущий баланс сил и интересов. Но у всех участников непременно останется неприятный осадок.
Вторую стратегию вынуждены будут выбрать малые страны – приспособление или наименьшее сопротивление. Их, по сути, принуждают согласиться с новыми правилами игры. США будут потирать руки, а вот их партнёры останутся в явном проигрыше.
Общее у обеих стратегий – продолжение игры по правилам, устанавливаемым гегемоном. То есть сохранение себя в западной торговой и финансово-экономической системе на менее выгодных условиях.
Вопрос: Уверен, есть и третий вариант…
Ответ: И, правда, есть. Я говорю об эволюционной стратегии. Она строится на понимании того, что нынешний раунд принуждения не последний. За ним последуют другие.
Все логично: поскольку американская система в нынешнем виде несамодостаточна, она продолжит требовать жертв на стороне. При этом не просматривается признаков готовности американцев договариваться на равных.
В таких условиях правильной долгосрочной стратегией становится создание параллельных макроэкономических контуров, вне американского контроля и принуждения. Перевод торговли на национальные валюты, расширение круга участников независимых расчетно-депозитарных механизмов и систем передачи банковской информации, создание новых инвестиционных платформ, суверенных страховочно-перестраховочных механизмов.
Этим занимаются БРИКС и многие другие государства. Это сложный, но более надёжный путь в будущее.
- Date