Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел и сотрудничества Республики Мозамбик М.Лукаш по итогам переговоров, Москва, 22 июля 2025 года
Уважаемые представители СМИ,
Провели переговоры с Министром иностранных дел и сотрудничества Республики Мозамбик М.Лукаш. Эти содержательные, полезные переговоры позволили нам оценить сделанное за последние годы на основе договоренностей, достигнутых президентами России и Мозамбика, и наметить пути, которые позволят нарастить наше стратегическое партнерство в сфере двустороннего сотрудничества (экономического, военно-технического, социального, гуманитарного и культурного) и также обменяться мнениями о том, как мы будем дальше взаимодействовать и координировать наши шаги в ООН.
Этот год у нас юбилейный. 25 июня с.г. мы отмечали 50-летие установления дипломатических отношений и независимости Мозамбика. Сегодня мы подтвердили, что принципы, на которых зиждется двустороннее сотрудничество и взаимовыручка, испытанные временем в период борьбы с колониализмом, сохраняют свое значение и определяют действия наших правительств на современном этапе.
Такими принципами являются традиционные отношения дружбы, равноправия, взаимного уважения. Приветствовали то, что новое руководство Мозамбика и лично Президент Д.Чапо твердо подтвердили намерение углублять многоплановые связи с нашей страной именно на таких основах.
Отметили регулярные контакты между нашими президентами. Они встречались на саммитах «Россия-Африка» в 2019 г. и в 2023 г. Сегодня рассмотрели ход реализации договоренностей, которые были достигнуты. Уверен, что диалог на высшем уровне продолжится на благо развития наших отношений.
Тесно взаимодействуют и законодательные органы наших стран. Между Советом Федерации и Ассамблеей Республики Мозамбик, действует соглашение о сотрудничестве, учреждены парламентские группы дружбы.
Выделили такое направление сотрудничества, как межпартийные связи. «Единая Россия» и «Фронт освобождения Мозамбика» (ФРЕЛИМО) тесно взаимодействуют, в том числе в многосторонних форматах. В частности, Мозамбик представлен в Постоянном комитете движения «За свободу наций!», которое было создано после проведенного в феврале 2025 г. в Москве Форума сторонников борьбы с современными практиками неоколониализма.
Между нашими министерствами, внешнеполитическими ведомствами налажены тесные контакты. Это, безусловно, содействует продвижению наших отношений по всем направлениям.
Говорили сегодня о важном значении торгово-экономических связей. Действует Межправительственная комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В прошлом году она провела заседание в Мапуту. В следующем году готовится очередное заседание в России. Обсудили задачи, которые возникают в этой связи: обновляется состав сопредседателей. Будем рассчитывать на их скорый контакт, чтобы подробно обсудить повестку дня пленарного заседания. Договорились готовить к этому мероприятию конкретные предложения, включая дополнительное вовлечение российских компаний в реализацию экономических проектов в Мозамбике.
Продолжим оказывать гуманитарное содействие нашим друзьям, в том числе в рамках программы школьного питания, которая реализуется с 2017 г. по линии Всемирной продовольственной программы ООН. Также сегодня обсуждали новый проект правительства Мозамбика «Каждому району – своя больница». Россия обязательно примет участие в его реализации.
Говорили о взаимодействии в гуманитарной сфере. Мы традиционно готовим национальные кадры для Мозамбика в российских высших учебных заведениях. Сейчас ежегодно по правительственной квоте на учебу поступают 75 граждан Мозамбика. Готовы увеличить эту квоту. Выразили признательность нашим мозамбикским друзьям за содействие в преподавании и изучении русского языка в Мозамбике на базе одного из центральных университетов.
Помимо межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству у нас есть и традиции взаимодействия в военно-технической сфере. Здесь тоже есть свой механизм – рабочая группа по ВТС. Она работает регулярно.
Подтвердили готовность рассматривать все обращения наших мозамбикских друзей по вопросам, связанным с необходимостью укрепления их обороноспособности, потенциала в антитеррористической сфере. К сожалению, такие угрозы в Мозамбике и в целом для других африканских стран сохраняются.
Госпожа Министр рассказала о том, как правительство в Мапуту реализует задачи национального возрождения, преодолевая угрозы, сохраняющиеся на севере страны, нормализуя обстановку, содействуя созданию условий для возвращения населения к мирной жизни.
Говорили и о других конфликтах в Африке. Это и Демократическая Республика Конго, и Район Великих озер, и Сахаро-Сахельская зона, и Африканский Рог. Безусловно Россия, в том числе как постоянный член Совета Безопасности ООН, будет и далее содействовать созданию условий для справедливого решения этих конфликтов, причем не по схемам, которые навязываются извне, а на основе принципа: «африканским проблемам – африканские решения». Это единственный путь к надежному, устойчивому урегулированию.
В Организации Объединенных Наций Россия и Мозамбик занимают совпадающие или близкие позиции по большинству вопросов повестки дня. Этому помогает наше совместное участие в созданной в 2021 г. Группе друзей в защиту Устава ООН, которая работает регулярно, готовит заявления по ключевым вопросам, распространяемые в ООН, включая недопущение возрождения колониальных практик, недопущение вмешательства во внутренние дела суверенных государств, неприемлемость односторонних рестриктивных мер, «санкций» и многие другие темы.
Признательны нашим друзьям за поддержку многих инициатив России, которые Генеральная Ассамблея рассматривает, в том числе о борьбе с героизацией нацизма, об искоренении колониализма, недопущении вывода оружия в космическое пространство и по многим другим вопросам. Также традиционно поддерживаем кандидатуры друг друга, когда они выдвигаются для избрания в соответствующие органы ООН.
Ценим объективную, ответственную позицию Мозамбика при обсуждении в ООН «украинской темы» и отказ этой страны поддерживать откровенно русофобские, необъективные резолюции, нацеленные на то, чтобы выгородить и поддержать действия неонацистского режима в Киеве, который пришел к власти в результате антиконстутиционного госпереворота.
Проанализировали реализацию договоренностей, достигнутых на двух саммитах «Россия-Африка» в Сочи в 2019 г. и в Санкт-Петербурге в 2023 г., а также результаты первой министерской конференции Форума партнерства Россия-Африка, которая состоялась 9-10 ноября 2024 г. в Сочи. Уделили внимание подготовке ко второй министерской конференции, которую планируется провести осенью 2025 г. в Египте.
Весьма удовлетворены итогами переговоров. Будем продолжать диалог. Госпожа Министр любезно пригласила меня в очередной раз посетить гостеприимный Мапуту. Обязательно это сделаем.
Вопрос: Украина пытается изолировать Россию от партнерства с Африканским континентом. В контексте Мозамбика можно вспомнить случай, когда украинский МИД осудил визит представителей Панафриканского парламента, куда входил и представитель Мозамбика в Донецкую Народную Республику в 2024 году. Каковы, на Ваш взгляд, причины подобной стратегии Киева?
С.В.Лавров: Причины Вы знаете – это русофобия и стремление истребить все русское в истории тех земель, которые составляли собой Украину в период распада Советского Союза.
К власти, к огромному сожалению, в результате многолетних стараний Запад в конечном итоге привел откровенных русофобов, неонацистов, которые выполняли и продолжают выполнять заказ на ослабление России путем создания на украинской территории прямых угроз нашей безопасности и путем истребления всего русского, включая историческую память о том, как возникла эта страна и кому она этим обязана. Больше причин, наверное, не должен называть. Они всем очевидны. Но то, что именно это было целью Запада, мы наблюдаем сейчас.
Представители Европы остервенело (другого слова подобрать не могу, даже напрашивается каламбур, что они сейчас являются частью международного «оборзения» по отношению к Российской Федерации), всячески «заводят» свои народы, внушают им в духе геббельсовской пропаганды, что Россия – это извечный враг, экзистенциальная угроза, что наша страна вот-вот «нападет на Европу». Поэтому нужно забыть про социальные проблемы, про провалы в экономике, забыть про процесс деиндустриализации, который наблюдается в том числе и в Германии и в других европейских странах, и все силы, средства, налоги бросить исключительно на милитаризацию Европы. Это печально.
Уроки истории забывать нельзя. Но они явно плохо выучены нынешним поколением немцев, французов и представителей других европейских стран. Говорят, что сын не отвечает за отца, внук – за деда. Это верно. Если сын и внук осознали ту преступность, которой руководствовался их родитель, их дед, и ту преступность, которую представлял из себя Третий рейх, осужденный навсегда, бесповоротно на Нюрнбергском трибунале. Но когда потомки тех немцев, заняв руководящие посты в современной Федеративной Республике, уже независимо от своего происхождения, начинают не просто продвигать, а гордо предъявлять всем претензии в духе уже теперь четвертого рейха, это, конечно же, наводит на мысль о том, что подобного возрождения нацизма допустить нельзя.
Убежден, что народы европейских стран, в том числе и здоровая часть немецкого народа, это прекрасно понимают. Любые поползновения, которыми сейчас нам грозят и немецкий министр обороны, заявляя, что они готовы убивать русских солдат, и руководители НАТО, которые говорят о том, что они «превентивно раздавят» Калининградскую область, – это, наверное, для любого нормального человека посылает очень тревожный сигнал о том, какие планы «варятся» в Брюсселе, в Берлине, да и в Париже с Лондоном. Так что вот причины подобной стратегии – безнаказанность, постоянное науськивание киевского режима на продолжение провокаций, и террористических актов против гражданских объектов и мирных граждан Российской Федерации. Эти действия не прекращаются. Конечно, они будут получать достойный отпор. Россия достигнет всех целей, которые пытается заблокировать Европейский Союз руками киевского режима.
Надеюсь, что тот разумный подход, включающий в себя готовность к диалогу, готовность слушать и слышать, который в этой ситуации проявила администрация Д.Трампа после того, как она сменила выступавшую в унисон с оголтелыми европейцами байденовскую администрацию, все-таки не останется незамеченным европейцами, несмотря на все нынешние дискуссии о том, что нужно снова вооружать киевский режим за счет, подчеркну еще раз, европейских налогоплательщиков.
Вопрос: В связи с наложенными на российский финансовый сектор санкциями, прорабатываются ли альтернативные механизмы взаимодействия в сфере банковских переводов со странами Африки?
С.В.Лавров: Эти механизмы уже давно функционируют, совершенствуются и касаются все более широкого использования национальных валют, но не только.
Есть и другие механизмы, которые не зависят от капризов и прихотей тех, кто хотел бы сделать экономические санкции главным инструментом своей внешней политики ради удержания гегемонии в мире. Это не получится просто потому, что объективный ход истории идет в абсолютно другом направлении: многополярности, равноправия и тех принципов, записанных в Уставе ООН, но никогда Западом не соблюдавшихся.
Теперь пришло время считаться с объективной реальностью. Да, этот процесс займет какое-то время. Запад будет сопротивляться. Сейчас инструменты, которые Запад применяет на международной арене: незаконные санкции, протекционизм, арест чужой собственности, отказ от презумпции невиновности – все это сейчас подвергается испытанию объективным ходом истории. И с ним можно бороться, но в конечном итоге он восторжествует.
Механизмы расчетов и с африканскими друзьями, и с другими нашими торговыми партнерами, конечно, есть, и они эффективно действуют.
- Date