Выступление заместителя руководителя Делегации Российской Федерации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями О.В.Бушуева на 1113-м пленарном заседании Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, посвящённом закрытию Председательства Эстонии, 23 июля 2025 года
Пункт повестки дня: «Заседание, посвящённое
закрытию Председательства Эстонии»
Уважаемая госпожа Председатель,
Приветствуем на сегодняшнем заседании директора Центра по предотвращению конфликтов (ЦПК) Секретариата ОБСЕ г-жу К.Фирон. Отмечаем анализ итогов прошедшей весенне-летней сессии Форума ОБСЕ, представленный заместителем Министра иностранных дел Эстонии М.Роджером.
Очередной этап работы ФСОБ завершается на фоне продолжающейся деградации ситуации в области европейской безопасности и системы контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Укрепляется деструктивный курс европейской правящей элиты на тотальную конфронтацию с Россией, а также на продолжение и эскалацию кризиса вокруг Украины.
Россия была и остаётся открытой для политико-дипломатического преодоления украинского конфликта. Глубоко признательны всем международным партнёрам, которые предпринимали и предпринимают искренние посреднические усилия, направленные на мирное урегулирование украинского кризиса. Тем временем с каждым новым официальным заявлением, исходящим от лиц, принимающих решения в Брюсселе, Берлине, Лондоне и Париже, становится всё более очевидно, что главным препятствием на пути преодоления конфликта остаются государства Европы, одержимые идеей о нанесении Российской Федерации «стратегического поражения» на поле боя.
Перемирие, к которому упорно призывали на площадке ФСОБ наши оппоненты, киевский режим и его внешние кураторы намерены использовать для перегруппировки войск, продолжения мобилизации и укрепления военного потенциала ВСУ. Допустить этого, разумеется, не можем. Мы говорим о достижении прочного мира, а не о передышке в пользу киевской хунты, за которой последовало бы ещё большее кровопролитие.
Подчеркиваем, что устойчивое урегулирование невозможно без устранения первопричин конфликта: ликвидации угрозы безопасности нашей стране в связи с расширением НАТО и втягиванием в альянс Украины. Важно добиться соблюдения прав человека на территориях, остающихся под контролем киевского режима, который с 2014 года истребляет всё, что связано с этническим, культурным и духовным родством с Россией.
Необходимо международно-правовое признание реалий, возникших с включением в состав России новых территорий. Их жители определили свою судьбу путём свободного волеизъявления на референдуме. На повестке дня – задачи демилитаризации и денацификации Украины, отмена антироссийских санкций, отзыв всех судебных исков против России и возвращение её активов, незаконно арестованных на Западе.
Украина должна вернуться к истокам своей государственности и следовать букве и духу документов, которые создали её правовую основу. Речь, в частности, идёт о Декларации 1990 года о государственном суверенитете упомянутой страны.
Помимо дискриминационных действий киевского режима в отношении всего русского на Украине, другой причиной конфликта стала многолетняя экспансия НАТО на восток, сопряженная с превращением Украины в военный плацдарм для сдерживания России.
Напомню, что ещё в конце 2021 года мы предложили Вашингтону и Брюсселю договориться о взаимных гарантиях безопасности, одной из которых могло бы стать неприсоединение Украины к НАТО. Наша инициатива была отвергнута. Запад продолжал вооружать киевский режим для силового решения вопроса Донбасса и Крыма. В итоге нам не оставили иного выбора, кроме как начать специальную военную операцию.
Госпожа Председатель,
Ваша вахта у штурвала военно-политического директивного органа ОБСЕ пришлась на сложнейший период. Однако Вы на высоком профессиональном уровне выполнили функции председателя Форума, давая возможность каждому государству-участнику высказаться и быть услышанным.
Заседания весенне-летней сессии были проведены в соответствии с программой работы ФСОБ. Проведено три «Диалога в области безопасности»: по Кодексу поведения, касающемуся военно-политических аспектов безопасности (КП), с акцентом на обеспечение демократического контроля над вооруженными силами (28 мая); по резолюции СБ ООН 1325 «Женщины, мир и безопасность» в контексте её 25-летнего юбилея (18 июня), а также по обеспечению безопасности детей в условиях вооружённых конфликтов в формате совместного заседания ФСОБ и Постоянного совета ОБСЕ (9 июля).
Вместе с тем отмечаем отказ от организации совещания по КП. Обструкция этого ключевого мероприятия годового цикла ОБСЕ в течение четырёх лет анонимными делегациями «за закрытыми дверями» представляет собой отход от дипломатии и удар по самим основам ФСОБ, в частности, решению Форума 12/11, которое возлагает на государства-участники обязательство ежегодно проводить обзор выполнения Кодекса. Попытки «компенсировать» отказ стран НАТО и Украины от этого мероприятия посредством рассмотрения с точки зрения КП детской или иной сторонней для него проблематики мы категорически отвергаем. Подчеркну: наша позиция базируется на точном и доскональном прочтении этого документа, всех его положений в их взаимосвязи. Расширительное же толкование Кодекса в угоду политической конъюнктуре и информационно-пропагандистской повестке дня ряда государств размывает, если не подрывает целеполагание и суть КП.
В будущем переговорном раунде во исполнение решений СМИД ОБСЕ предстоит принять решение о проведении ежегодного мероприятия об управлении лёгким и стрелковым оружием (ЛСО) и запасами обычных боеприпасов (ЗОБ). Аналогичным образом ожидаем начала обсуждения перспектив проведения Ежегодного совещания по оценке выполнения Венского документа 2011 года (ВД) о мерах укрепления доверия и безопасности, которое должно созываться в соответствии с Главой XI ВД. В случае отсутствия консенсуса по проведению данных мероприятий требуется принятие соответствующего решения ФСОБ. В противном случае, речь идёт о нарушении положений документов СМИД и ВД, что уже несколько лет остаётся без должной реакции ЦПК Секретариата ОБСЕ. Эту ситуацию необходимо исправлять.
Несколько слов в связи с усилиями норвежского Председательства, направленными на возобновление работы Неофициальной рабочей группы (НРТ) по «структурированному диалогу» (СД) о нынешних и будущих рисках и вызовах безопасности в регионе ОБСЕ. По-прежнему выступаем против разделения СД на «малые группы», усугубляющие и без того глубокий раскол в ОБСЕ, поскольку это противоречит Правилам процедуры, декларации СМИД в Гамбурге 2016 года и принципам СД. Исходя из этого, мы не видим целесообразности участия в этом «гибком» формате и не признаем его результаты. Остаёмся на позициях неукоснительного следования «гамбургскому» мандату с участием всех без исключения 57 государств-участников, как это подобает здесь, в ОБСЕ.
На минувшей неделе директор ЦПК г-жа К.Фирон обратилась к Постоянному совету нашей Организации с докладом о деятельности Центра за минувший год. В части ФСОБ хотели бы выразить признательность за активный вклад в поддержание бесперебойной работы Сети связи ОБСЕ, надёжное сопровождение обменов военной информацией и регулярные брифинги о деятельности Секретариата в области управления ЛСО и ЗОБ в государствах-реципиентах. Вместе с тем, хотя в отчёте Центра заявляется о содействии ФСОБ в поддержании диалога, на практике мы видим совершенно обратную ситуацию – программа его работы выхолощена, традиционные темы его мандата табуируются, в отчётный период из президиума звучал язык ненависти, а одно председательство и вовсе растоптало стержневой для ОБСЕ принцип консенсуса, вследствие чего Форум скатился в глубочайший процедурно-политический кризис.
Со стороны ЦПК и конкретно Отдела поддержки ФСОБ требуется разъяснительная работа с ротируемыми председательствами на предмет его военно-политического мандата, сути принятых на нашей площадке договорённостей и модальностей проведения военно-политических мероприятий годового цикла ОБСЕ. Рассчитываем, что ЦПК не будет пускать на самотёк и ситуацию в рамках НРГ по «структурированному диалогу», который уже превратился в сомнительный западный «междусобойчик». Убеждены, что ЦПК сможет в созидательном ключе задействовать свои опыт и энергию для возвращения работы ФСОБ и – шире – военно-политического направления работы ОБСЕ в русло его мандата.
Госпожа Председатель,
Наша позиция остаётся неизменной. За Форумом пока ещё остаётся ведущая роль в рассмотрении военно-политических проблем безопасности в регионе ОБСЕ. Заявляем о необходимости укрепления ФСОБ как уникальной военно-политической площадки, действующей на основе правила консенсуса и принципа суверенного равенства государств, в интересах укрепления безопасности и развития сотрудничества между государствами-участниками. Призываем все государства-участники, которым небезразлична его судьба, присоединиться к российско-белорусскому совместному заявлению в поддержку ФСОБ (FSC.DEL/4/25).
В заключение хотели бы поблагодарить Испанию, покидающую «Тройку», и поприветствовать Францию, которая подключается к её работе.
Позвольте также отдельно обратиться к делегации Финляндии, которой предстоит председательствовать на ФСОБ в следующем полугодии. Рассчитываем на ваши усилия по удержанию нашего «корабля» на курсе, определённом его мандатом и Правилами процедуры, по обеспечению конструктивного диалога в интересах всех 57 государств-участников.
Благодарю за внимание.
- Date