Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ М.В.Буякевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ, 24 июля 2025 года
О нарастающей военной вовлечённости
некоторых стран-членов НАТО и ЕС
в дальнейшее противостояние вокруг Украины
Господин Председатель,
На фоне корректировки подходов Вашингтона в украинском конфликте В.Зеленский осуществил кадровые перестановки в своём «правительстве», а также инициировал процесс переподчинения так называемых антикоррупционных органов, созданных и контролируемых внешними кураторами, прежде всего американскими. Речь идет о «национальном антикоррупционном бюро» и «специализированной антикоррупционной прокуратуре», которые отныне будут администрироваться напрямую госаппаратом режима в Киеве, то есть самим В.Зеленским через назначаемого им генерального прокурора.
Тема многолетнего усиления авторитарных тенденций для западных кураторов болезненна: её замалчивают на политическом и дипломатическом уровнях, а также в СМИ. Упорно продолжают не замечать её как в руководстве ОБСЕ, так и профильных структурах нашей Организации, например, БДИПЧ. Любая политическая эквилибристика удобна спонсорам В.Зеленского до тех пор, пока глава режима способен мобилизовать часть общества на борьбу с Россией.
Тем не менее, в недавнем заявлении послы стран «Группы семи» выразили обеспокоенность вышеупомянутыми действиями В.Зеленского, а в ЕС даже намекнули на возможность прекращения поддержки режима. В ответ на это просроченный «президент» обвинил страны ЕС и НАТО в нежелании, цитата, «взять и передать» – повторим этот абсурд, просто «взять и передать» ему – порядка 150 млрд. евро для поддержания устойчивости текущей конфигурации власти. Риторика руководства режима по отношению к своим спонсорам становится всё более требовательной. Тем временем конфликт затягивается, и время играет не в пользу Киева.
21 июля в онлайн-режиме состоялась встреча в формате «Рамштайн» представителей группы стран-спонсоров ВСУ. Она стала уже двадцать девятой по счету, однако присоединились к её работе на этот раз не все. Участники «Рамштайна», судя по всему, понимают: их усилия, в том числе предпринятые по итогам предыдущих встреч, способны лишь продлить страдания, но никак не обеспечить победу формирований киевского режима на поле боя.
В этом же ряду – и бесплодные усилия руководства Еврокомиссии в экономической плоскости с наложением на нашу страну изощренных нелегитимных рестрикций. Как и все предыдущие «пакеты» санкций, они не способны повлиять на реализуемую Россией линию по защите своего единства, суверенитета и безопасности. Они наносят вред, в первую очередь, экономикам самих стран-членов ЕС. С возникающими на этом фоне некоторыми сложностями, как очевидно уже многим, в нашей стране эффективно справляются, укрепляя экономический суверенитет.
С очевидной целью затягивания украинского конфликта и противодействия мирному решению министр обороны Британии Дж.Хили призвал начать «50-дневную кампанию» по вооружению киевского режима. К слову, за последние два месяца Лондон поставил киевскому режиму боеприпасов на сумму порядка 200 млн. долларов. Усилия англосаксов по разжиганию военной конфронтации в Европе видны и на других направлениях: подписанное недавно под видом оборонного соглашение о военном партнерстве Лондона с Берлином закладывает дополнительную основу под милитаризацию ФРГ с непредсказуемыми геополитическими последствиями.
Всё это – никакой не вклад в мир и содействие политическому диалогу. При этом мечты о превращении киевского режима в перманентную угрозу для России, о его военной накачке для осуществления некоего «диалога с позиции силы» – недостижимы. Создаваемые странами НАТО для России угрозы будут устранены, а цели специальной военной операции – достигнуты в полном объёме.
Страны Запада своим вмешательством на Украине лишь в буквальном смысле разрушают цивилизационно чуждую им территорию (но не чужую для нас, русских людей разных национальностей). Они делают это в угоду геополитической цели ослабить Россию, чтобы выиграть время для собственного перевооружения. Спонсорам киевского режима в их борьбе с «русским миром» не жаль ни украинцев как «расходный материал», ни наши города с древней общерусской историей по обе стороны от линии соприкосновения.
На прошлой неделе от обстрелов российских регионов вооруженными формированиями В.Зеленского пострадали не менее 127 мирных жителей, из них семеро погибли и ещё 120 человек ранены, в том числе 11 детей.
В целях подавления боевого потенциала киевского режима ВКС России нанесли серию высокоточных групповых ударов, в том числе гиперзвуковыми ракетами «Кинжал». Поражены предприятия военно-промышленного комплекса, инфраструктура военных аэродромов, склады боеприпасов, цеха сборки БПЛА, территориальные центры комплектования ВСУ, а также пункты временной дисклокации украинских формирований, националистов и иностранных наёмников. В ночь на 21 июля уничтожены три пусковые установки ЗРК «Patriot» и многофункциональная радиолокационная станция AN/MPQ-65 производства США.
За последние две недели от вооруженных формирований киевского режима освобождены следующие населенные пункты: в ДНР – Белая Гора, Воскресенка, Карло-Марксово, Новохатское, Дачное, Зеленая Долина, Толстой, Поддубное, Николаевка, Маяк, Попов Яр и Новоторецкое; в Запорожской области – Малиновка и Каменское; в Харьковской области – Дегтярное.
Вчера в Стамбуле состоялся очередной раунд прямых российско-украинских консультаций. В ходе него констатирована реализация почти всех гуманитарных инициатив, согласованных в рамках предыдущей встречи.
В частности, завершены обмены пленными военнослужащими (несколькими группами переданы свыше 1200 человек в каждую сторону). Произведен обмен телами погибших: украинской стороне передано более семи тысяч тел, ещё свыше трех тысяч готовы к передаче по мере готовности Киева их принять; России возвращено несколько десятков тел павших в бою солдат. Продолжены санитарные обмены ранеными и тяжелобольными. Украинской стороне при этом вновь предложено откликнуться на российское предложение о локальных перемириях на линии боевого соприкосновения для эвакуации тел погибших.
Из невыполненного – до сих пор Киевом удерживается порядка трех десятков мирных жителей Курской области, вывезенных ранее из зоны боевых действий под предлогом обеспечения их безопасности.
Важно отметить, что Киев вновь ничем не подтвердил пропагандистский тезис о якобы «десятках тысяч вывезенных Россией детей». Всё, с чем в данном контексте можно работать – это список из 339 имён, переданный российской стороне в ходе предыдущего переговорного раунда. По ним проводится работа по установлению наличия опекунов и родственников. Часть детей уже воссоединилась с семьями, при этом свыше 50 человек из списка детьми не являются. Кроме того, Киеву передан список российских детей (два десятка фамилий), вывезенных ранее на Украину и в страны ЕС – все они ожидают воссоединения со своими семьями в России.
Наконец, Киеву предложено сформировать переговорные группы по политическим, гуманитарным и военным вопросам.
В серии новых заявлений представители Киева (например, глава режима В.Зеленский и руководитель его делегации в Стамбуле Р.Умеров) открыто заявляют, что стремятся к работе преимущественно над гуманитарными аспектами конфликта, требуя, вдобавок, организации встречи лидеров, причем банально ради самого факта встречи. При этом Киев пока что не демонстрирует ни воли, ни стремления к приоритетной работе над политико-дипломатическим урегулированием на основе обсуждения меморандумов о принципах окончательного урегулирования конфликта.
Что до гуманитарных аспектов и нынешних устоев на подконтрольных неонацистскому киевскому режиму территориях, достаточно взглянуть на конкретные действия отдельных его функционеров. Не так давно резонансным заявлением отметился глава города Львова А.Садовой. Он сделал его сразу после санкционированного им же вандализма и уничтожения братских могил воинов Красной Армии, освобождавших Львовскую область от германских нацистов и их приспешников из числа украинских националистов. А.Садовой предложил обменять эксгумированные на Холме Славы останки красноармейцев (среди которых было огромное количество украинцев, верных присяге и нашей общей Родине) на пленных ныне членов вооруженных формирований киевского режима. Режима, официально прославляющего гитлеровских приспешников С.Бандеру, Р.Шухевича и иже с ними.
Вчера мы распространили в ОБСЕ один из недавно рассекреченных в рамках проекта «Архивы помнят всё…» документов, иллюстрирующих сущность бандеровского движения, на восхвалении которого нынешний киевский режим пытается строить украинскую государственность. В этом документе – протокол допроса арестованного бандеровца И.Н.Васюка, 1925 г.р., в деталях рассказавшего о массовом истреблении им и его «побратимами» польского, еврейского населения на западной Украине, включая детей, женщин и стариков, а также украинцев, не питавших симпатий к националистам и бандеровцам. Он привел чудовищные свидетельства о ликвидации деревень, которые были сожжены вместе с их жителями под лозунгами во славу С.Бандеры.
С аналогичными призывами уничтожать всё русское в угоду пещерному национализму современные украинские неонацисты творят свои бесчинства в Донбассе, нижнем Поднепровье и ряде других регионов России.
В карательных и террористических практиках киевского режима задействованы также силовые структуры, личный состав ВСУ и тысячи насильственно мобилизованных рядовых граждан, вынужденных выполнять преступные приказы, поступающие от режима В.Зеленского. Российские компетентные органы работают над юридической систематизацией свидетельств совершенных преступлений с тем, чтобы гарантировать отправление справедливого возмездия и правосудия по всем выявленным фактам.
И последнее. В преддверии 50-летия Хельсинкского Заключительного акта, положившего начало созданию ОБСЕ как региональной организации по безопасности и сотрудничеству, следует задаться вопросом, могут ли её механизмы не только отвечать требованиям времени, но и реализовывать своё истинное предназначение. Как и то, может ли сама Организация выступать работающим инструментом поддержания стабильности на нашем континенте. А не плестись в посредственном «эшелоне» угасающих международных структур, сделавших ставку на претворение в жизнь геополитических интересов группы западных стран.
На примере украинского конфликта – если оценить всё, что делалось в последние годы – возникают прямые вопросы.
В состоянии ли ОБСЕ осуществлять трезвый, непредвзятый анализ рисков и угроз как общеевропейской безопасности, так и безопасности каждого из государств-участников в отдельности, включая Россию? Может ли своевременно выявлять и оценивать конфликтный потенциал, предпринимать действенные шаги по его снижению?
Способна ли была, скажем, Спецмониторинговая миссия на Украине (СММ ОБСЕ) действительно полно и качественно выполнять по обе стороны от линии соприкосновения свой мандат, согласованный всеми государствами-участниками? Не «ретушировать» реальность и не подчищать отчеты в угоду киевскому режиму? Не подыгрывать тем силам в Киеве и на Западе, которые по их же собственному признанию использовали Минские соглашения лишь как дипломатическую «ширму», чтобы выиграть время и «до зубов» вооружить киевский режим? И превратить его не то в «стального дикобраза» («steel porcupine», как выразилась председатель Еврокомиссии У. фон дер Ляйен), не то во «Франкенштейна Европы»?
Способно ли было руководство Секретариата ОБСЕ, к примеру, своевременно и открыто дать внятные пояснения, каким образом в руках украинских неонацистов из полка «Азов» в конце февраля 2022 года оказались бронированные автомобили бывшей СММ ОБСЕ, которые приняли участие в городских боях? И которые использовались в марте 2022 года боевиками «Азова», согласно показаниям осуждённого И.А.Бочкарёва (02.07.1998 г.р., проходил срочную службу в в/ч 3047 ВСУ в Житомире, с 2021 года перевёлся в в/ч 3057 «Азов»), для расстрелов мирных мариупольцев и обстрелов жилых домов? Этот неудобный для киевского режима и его западных спонсоров сюжет до сих пор «спрятан под сукно».
Могут ли все эти реализуемые под «вывеской» ОБСЕ проекты в сфере «демократизации и верховенства права» действительно дать результат в деле укрепления законности и демократических институтов? Или они так и останутся лишь красивыми словами на бумаге и демонстрацией чьего-то внебюджетного «флага», в то время как реальная ситуация будет продолжать деградировать.
Будут ли и дальше при оценке ситуации вокруг Украины и вокруг неё молчать и проявлять двойные стандарты в руководстве ОБСЕ и её профильных институтов, таких как БДИПЧ, ВКНМ, представитель по свободе СМИ или многочисленные спецпредставители Действующего председательства? Способны ли они хоть на какие-то действия в вопросе отстаивания на Украине обязательств в рамках ОБСЕ, или же с их молчаливого согласия в угоду политической конъюнктуре будут и дальше попираться фундаментальные права и свободы граждан? В состоянии ли они хотя бы «для галочки» прореагировать, например, на недавнее программное высказывание новоиспеченного «языкового омбудсмена» Украины Е.Ивановской о том, что жителей подконтрольных киевскому режиму территорий следует лишить конституционного права на пользование русским языком?
Все эти вопросы остаются открытыми, и внятных ответов на них до сих пор нет.
В сухом остатке, подходя к своей юбилейной дате, ОБСЕ должна определиться, с чем она войдёт в историю: с подыгрыванием странам НАТО, рассматривающим украинский кризис как подготовительную стадию к более масштабному общеевропейскому конфликту – или всё же как Организация, содействовавшая его политико-дипломатическому разрешению на основе учета легитимных интересов суверенных государств нашего региона.
Благодарю за внимание.
- Date